Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Белград сдается на милость Запада

Милошевича и других меняют на помощь
26 июня, 2001 - 00:00

Оценка решения югославской власти в югославском, прежде всего, сербском обществе, мягко говоря, неоднозначна. Это решение на прошлой неделе уже было забаллотировано в союзной Скупщине — причем против голосовали представители черногорской Социалистической народной партии, союзницы Демократической оппозиции Сербии по правящей коалиции. В дебатах между политиками и в прессе речь идет не только о возможном распаде этой коалиции, но и об окончательном распаде югославской федерации (который де-факто уже состоялся). Наметился раскол между позициями вчерашних партнеров и союзников: президент Югославии Воислав Коштуница до последнего не был сторонником выдачи Милошевича Гааге. Его ближайший соратник в борьбе против предыдущего режима, премьер-министр Сербии Зоран Джинджич — за. Министр юстиции Югославии Момчило Грубач объясняет решение о сотрудничестве с Гаагой «моральным долгом». Между тем и в югославской, и в мировой прессе звучат и другие объяснения — на днях должна пройти международная конференция доноров, где будет обсуждаться возможность предоставления Югославии масштабного пакета помощи со стороны Запада. Предварительная оценка стоимости этого пакета — приблизительно $1 млрд. Кроме того, в последние две недели очень выразительно звучал голос Вашингтона, который подчеркивал, что любая помощь Белграду в случае «несотрудничества» с международным трибуналом будет прекращена. Очевидно, власть решила рискнуть собственным реноме в глазах многих соотечественников ради возвращения страны к обещанной нормальной жизни.

Некоторые аналитики утверждают, что с экономической точки зрения, последствия непринятия решения о выдаче Гааге обвиненных в военных преступлениях были бы катастрофическими для страны. Некоторые утверждают, что далее — сплошная неизвестность. Своего слова о соответствии принятого правительством решения конституции страны еще не сказал конституционный суд Югославии — но, по мнению министра Грубача, суд этого решения не будет отменять.

Милошевич и его адвокат, очевидно, рассчитывают на то, что Конституционный суд все же учтет, что юрисдикция ни одного заграничного суда над югославскими гражданами законодательством страны не предусмотрена, и что само решение было принято в обход обычной процедуры. Адвокаты Милошевича подали апелляцию, он сам продолжает утверждать, что выдвинутые против него обвинения как югославскими властями, так и Гаагским трибуналом сфабрикованы. Гаага обвиняет экс-президента, который еще недавно в глазах своего народа выступал защитником православных ценностей, права на самостоятельную политику даже в условиях жесткой блокады, антагонистом Запада, в преступлениях против человечества и нарушениях Женевской конвенции во время операций югославских вооруженных сил в Косово.

Кажется, на глазах разрушается еще один миф. Популярность Милошевича в югославском обществе падала еще до его заключения. Похоже на то, что Белград ради восстановления сотрудничества с Западом пойдет и на другие болезненные шаги, а само общество придет к радикальной переоценке ценностей. Которую, однако, не стоит однозначно зачислять к победам Запада — особенно учитывая болезненную проблему Косово, созданную не без западной помощи. Новое югославское руководство просто пытается найти способы вернуться к нормальной жизни — а это, в свою очередь, требует соблюдения определенных правил. Что не может не принудить многих изучить и этот урок.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ