Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Без фанфар

31 мая, 2000 - 00:00

Киев, кажется, был очень доволен результатами визита премьер-министра Виктора Ющенко в Брюссель. Официальные заявления исполнены надежд на то, что двери Европейского Союза в один прекрасный день откроются и для Украины — и это только вопрос времени.

Вопрос, к сожалению, лежит далеко не только во временном пространстве. Совершенно очевидно, что расстояние между этой Украиной, которая существует сегодня, и тем Европейским Союзом, который, возможно, доживает последние годы в своем нынешнем виде, остается безгранично далеким по разным причинам. Председатель Европейской комиссии Романо Проди после встречи с Ющенко сказал, что Киев должен сначала представить свои реальные успехи на рассмотрение ЕС и создать западным бизнесменам нормальные условия для зарабатывания денег. Крис Паттен, комиссар, отвечающий за внешнюю политику ЕС, опроверг заявление Ющенко, что все разногласия между Киевом и Брюсселем урегулированы. Положительным, очевидно, можно считать то, что две стороны вообще обсуждают возможности даже некоторого взаимного приближения.

Для Западной Европы Украина, если и существует, то где-то далеко. Во всяком случае, европейской страной ее не считают, да и государством признали совсем недавно. Отсутствие интереса западной прессы к визиту Ющенко — показатель именно этого. Отсутствие интереса крупного западного капитала провоцирует отсутствие политического интереса — на Западе, где все начинают со слова «рынок». Это отсутствие много в чем спровоцировано недостатком способности и желания всех слоев украинской власти смотреть хотя бы на день вперед, уметь считать не только для себя, но и для страны, отвечать за свои реальные поступки и в конечном счете делать что-то в русле объявленной цели на интеграцию во все европейские институты. Обнищавшая страна без любых правил игры, с насквозь коррумпированной властью не вызывает большого желания иметь с нею серьезные дела. Ющенко — первый украинский премьер, которого Запад в целом воспринимает положительно, несмотря на все скандалы. Но и к нему относятся по большей части скептически.

Но это только одна сторона медали. До сих пор большинство стран-членов ЕС даже теоретически не допускает мысли, что однажды Украина сможет войти в славную семью, называемую Европой. Одни не хотят иметь осложнений с Россией, другие вообще не понимают, что такое Украина и зачем она нужна, если существует та же Россия. Посол Украины в Франции Анатолий Зленко справедливо отметил, что никто не заинтересован в поддержке возможного конкурента — ведь нет сомнений в том, что в один чудесный день Украина сможет конкурировать с западным производителем, как минимум в сельскохозяйственной продукции, и по ценам, и по качеству. На самом деле, складывается парадоксальная ситуация — Запад, не желающий поддерживать Украину сейчас, говоря о рынке и реформах, тем более не будет склонен к этому в будущем в случае украинского экономического роста.

Во всяком случае, здесь есть над чем задуматься. Визит Ющенко, очевидно, первый сигнал того, что даже в Брюсселе не исключают необходимости иногда думать.

Но пока дело идет к украинской изоляции не по желанию Киева. Требования Парижа установить жесткий контроль на восточных границах Польши и Венгрии это только подчеркивают. Сам ЕС находится на пороге серьезного институционного кризиса — существующие институты совершенно не готовы к любому расширению, все разговоры о необходимости скорейшего реформирования и увеличения числа членов ЕС пока что ни к чему конкретному не привели. Чем может быть будущий ЕС — абсолютная загадка. И здесь, понятно, не до какой-то Украины. Которой следует все же четко определиться — чего, собственно, она может ожидать от так называемой европейской интеграции, что вкладывается в это понятие, и насколько обе стороны вообще готовы к интеграции — экономически, политически, психологически.

Потому что пока — никак.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ