ЕС фактически закрыл двери перед Сербией. Недавно Брюссель отказал Белграду в продолжении переговоров об углублении сотрудничества в рамках соглашения о стабилизации и ассоциации. Таким образом, сербов фактически лишили хотя и далекой, но перспективы членства в ЕС. В Брюсселе, впрочем, успокаивают, что такой шаг был вынужденным и временным.
Еврокомиссия мотивирует свое жесткое решение отсутствием сотрудничества сербской власти с международным трибуналом в Гааге — главного условия продолжения переговоров. 30 марта закончился срок ультиматума, согласно которому Сербия должна была выдать трибуналу лидера боснийских сербов времен войны в Югославии генерала Ратко Младича. Его обвиняют в геноциде: по его приказу якобы было убито около восьми тысяч мужчин и мальчиков-мусульман в Сребренице в 1995 году. «Нас разочаровало то, что Белград не смог установить место нахождения, арестовать и выдать Ратко Младича Гаагу. Комиссия вынуждена отозвать переговоры», — заявил Олли Рен в Брюсселе.
ЕС начал переговоры о подписании соглашения о стабилизации и ассоциации с Сербией в октябре прошлого года. Это соглашение является разновидностью соглашения об ассоциации и заключается в рамках особой политики ЕС, действующей относительно стран западных Балкан. Весомой деталью подобного соглашения является то, что она недвусмысленно предусматривает перспективу членства в Евросоюзе. Чтобы добиться подписания соглашения о стабилизации и ассоциации страна-кандидат сначала должна провести ряд политических, экономических, социальных реформ. Взамен ЕС может предложить режим свободной торговли на некоторых или всех своих рынках. Белград надеялся закончить переговоры о подписании соглашения уже в июле этого года. ЕС показал, что может действовать жестко. Белград получил знаковый урок, но мосты никто не сжигал. Временное прекращение переговоров является скорее профилактическим мероприятием. Еврокомиссия могла прибегнуть к отмене переговоров, на восстановление которых в случае исправления Сербии, понадобилось бы вновь находить консенсус среди всех 25 членов ЕС, и кто знает, как сложилось бы в этот раз? Таким способом европейский исполнительный орган, очевидно, хочет напомнить сербской власти о том, что свои слова нужно подкреплять действиями.
Подобная терапия оказалась шоковой для сербского правительства. Премьер-министр Сербии Войслав Коштуница заявил, что прекращение переговоров по соглашению о стабилизации и ассоциации, которая бы вплотную приблизила Сербию к вступлению в ЕС, поставит его страну в «очень сложные обстоятельства» и повлечет «за собой огромный уб|ыток» для государственных и национальных интересов. Приостановление переговоров по ЕС может стоить Сербии стабильности на внутриполитической сцене, вылившись в досрочные выборы. Такой поворот событий может произойти в случае позитивного решения о выходе из правящей коалиции партии Группа-17 под руководством Миролюба Лабуса — еще две недели назад он занимал должность вице-премьера Сербии и главного переговорника с ЕС. М. Лабус обвинил правительство в измене интересам страны и ее народа.
То ли из-за усталости от обещаний, не подкрепленных действиями, то ли из-за собственной неготовности Евросоюз, похоже, стремится притормозить следующие волны расширения. Понемногу «размывается», казалось бы, решенный вопрос вступления для стран-кандидатов — Болгарии и Румынии. Как сообщило агентство Рейтер, на следующей неделе Еврокомиссия собирается огласить доклад, где рассматривается возможность прекращения финансовой помощи двум странам, которые одной ногой уже стоят в ЕС. Кроме того, чем дальше, тем чаще датой их возможного вступления называется не 2007 год, как планировалось раньше, а 2008-й. Причиной отсрочек остаются претензии Еврокомиссии к качеству выполнения Софией и Бухарестом необходимых реформ. В частности, в проекте доклада указывается, что Болгария не принимает все меры для борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Румыния же тормозит с улаживанием технических вопросов, таких как создание компьютерной налоговой системы.
КОММЕНТАРИЙ
Михаил РАМАЧ , главный редактор газеты «Данас», Сербия:
— Как вы думаете, повлияет ли решение Евросоюза на Сербию? Выдаст ли Белград Ратко Младича Международному трибуналу?
— По-моему, Ратко Младича не хотят выдавать потому, что у него много сторонников в армии и полиции. Трудно сказать, отвечает ли это действительности. Возможно, Войслав Коштуница боится выдавать его Трибуналу из-за опасения за собственный рейтинг. Те, кто должны знать, где скрывается Младич, знают об этом. Возможно, не все в правительстве, но политическая полиция, которая сейчас имеет название Агенция по вопросам безопасности, знает наверно. Заставить выдать Младича Международному трибуналу сербскую власть можно только полным прекращением переговоров. Многие разделяют мнение, что реальная власть в стране принадлежит определенным теневым институциям. Гражданская власть контролирует только часть армии, военной службы безопасности и политической полиции. Поэтому там существуют определенные группы, действующие самостоятельно без контроля парламента и правительства. Служба безопасности не реформировалась еще с коммунистических времен. Изменилось только ее название. Там работают люди со времен Слободана Милошевича.
— Как решение Еврокомиссии повлияло на популярность нынешней власти?
— Теперь популярность власти находится на очень низком уровне. Согласно опросам, ее поддерживает не больше трети населения. То есть рейтинг В. Коштуницы и правящей коалиции падает. В то же время рейтинг ультранационалистов и радикалов держится на отметке 33—35%, но не растет. Много людей безразлично относится к происходящему, среди настроений преобладает апатия. Собственно, власть побаивается досрочных выборов, потому что не знает, чем будет мотивировать 40% граждан, которым все безразлично.
— Насколько оправданным является решение Евросоюза?
— Это вполне оправданный шаг. Если кто-то стремится стать членом Евросоюза, то необходимо следовать определенным правилам игры, действующим между странами Европы. Одно из них требует сотрудничества с Международным трибуналом в Гааге и другими международными институциями. В то же время Евросоюзу не выгодно иметь нестабильное государство в центре Балкан. Венгрия уже в ЕС, Румыния, Болгария и Хорватия готовятся к вступлению. То есть вскоре Сербия окажется почти в окружении Евросоюза, а она и без того уже изолированная и отставшая. Если бы Европейский Союз поставил дополнительные барьеры, то она стала бы источником нестабильности в регионе. Европейцы пытались помочь Сербии после свержения режима Милошевича, и теперь ЕС прикладывает много усилий, чтобы «европеизировать» Сербию, поддержать реформаторов. Им нужна еще более стабильная Сербия, нежели она есть сегодня.