Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Битва за Багдад: как бороться с кризисом безопасности

1 сентября, 2006 - 18:41
ЗАЛМАЙ ХАЛИЛЗАД

Несмотря на немало хороших новостей в это лето в продвижении в деле укрепления безопасности в Ираке, стране угрожает реальный кризис с безопасностью в самом Багдаде. Руководство Ирака и их партнеры по Коалиции разработали хорошую стратегию выхода из ситуации, но очень важным для иракцев является преодоление вспышек насилия на религиозной почве и способность объединиться против террористов и третьих государств, которые подстрекают к насилию. Для этого иракскому правительству и народу нужны поддержка и помощь их демократических друзей в Европе, Соединенных Штатах и по всему миру.

За июль месяц в Багдаде произошло 558 случаев насилия, что на 10 процентов превышает среднемесячный показатель. Эти нападения стали причиной гибели 2100 человек. На конец августа эти показатели значительно снизились, хотя окончательных данных еще нет. Во всяком случае, тревожит то, что более 77% жертв — результат насилия на религиозной почве, а это порождает опасение в отношении вспышки в Ираке гражданской войны.

А этого не хотят люди в Ираке. Опрос, проведенный Международным республиканским институтом, внепартийной организацией при содействии демократии, показал, что 94% иракцев поддерживают правительство «единства», которое представляет все религиозные и этнические группы, и только 2% против такого правительства. Около 78% иракцев не желают сегрегации в Ираке по религиозному или этническому признаку, и только 13% поддерживают это. Даже в Багдаде, где происходят худшие проявления насилия между различными религиозными группами, 76% против этнического разграничения, и только 10% за. Очевидно, что экстремисты и повстанцы не пользуются поддержкой народа. Задача Багдадского плана по безопасности и сопутствующим усилиям по национальному примирению — реализовать желание подавляющего большинства иракцев жить в мире друг с другом, что направлено против меньшинства, которое путем насилия пытается навязать свое видение, основанное на ненависти и угнетении.

Мы не сможем добиться нашей цели — стабильного, безопасного, демократического Ирака, который живет в мире как внутри, так и со своими соседями — если в столице будет продолжаться опустошительное насилие. Багдад — местожительство каждого пятого иракца. Это микрокосм разнообразных иракских религиозных и этнических общин. Повстанцы хотят создать впечатление нарастающего хаоса, пытаясь убедить американцев и международное сообщество, что усилия последних в Ираке провалились. Поэтому насилие в Багдаде имеет непропорциональное психологическое и стратегическое влияние.

Со времени февральского теракта в мечети Самара как суннитские, так и шиитские экстремисты пытались распространить свой контроль и влияние в столице. Со смертью Мусаба аль-Заркави руководство «Аль-Каиды» в Ираке существенно ослабилось, но ее звенья все еще действуют в Багдаде, подкладывая бомбы в шиитских кварталах. Одновременно суннитские и шиитские отряды смерти, действуя время от времени по иранским подсказкам, активизируют насильственные действия. «Недостатки в подготовке и руководстве национальной полиции Ирака усложняют ситуацию, и возникает замкнутый круг ответного насилия. С целью противостоять этой сложной проблеме правительство национального единства во главе с премьер-министром Нури аль- Малики сделало безопасность в Багдаде своим главным приоритетом. Этому демократически избранному правительству нужна наша поддержка, в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН №1546 и №1637.

Правительственный багдадский план безопасности состоит из трех главных компонентов:

* Стабилизация в Багдаде одной зоны за другой. Более 12 тыс. дополнительных иракских и коалиционных сил патрулируют улицы города. Проводится интенсивная переподготовка национальной полиции, включая дополнительную подготовку по борьбе против насилия со стороны религиозных сект. На данное время этот подход реализуется в пяти из девяти районов Багдада. В других районах он будет действовать в ближайшие недели.

Увеличение количества пропускных пунктов и патрулей, создание квартальных комитетов, где представлены различные религиозные группировки, помогает улучшать безопасность, охватывая, район за районом. По мере достижения безопасности, в каждом районе Багдада операции проводятся в соседних зонах.

* Обезвреживание зон поддержки. После овладения конкретными районами, иракские и коалиционные силы будут продолжать целевые операции в других зонах, которые служат базой для насильственных действий. Это будет подрывать способность террористов и отрядов смерти нападать на территории, которые мы стабилизируем.

* Гражданское действие и экономическое развитие. Один из наиболее трагических аспектов роста насилия в Багдаде — это лишение у иракского народа ощущения нормальной жизни. Сразу после освобождения Ирака, дела у иракских предпринимателей пошли хорошо, магазины заполнились потребительскими товарами, запрещенными при прежнем режиме. К сожалению, рост насилия в Багдаде заставил многих закрыть свои магазины из-за опасения за собственную безопасность.

Далее, после того, как благодаря совместным операциям коалиционные и иракские силы овладевают определенными кварталами или районами, там оставляют достаточные иракские силы безопасности, усиленные способностью инициировать гражданское действие и содействовать экономическому оживлению. Иракское правительство выделило на этого 500 млн. долларов, а США — более $130 млн.

Программа экономической поддержки предусматривает профессиональное обучение и рабочие места, особенно для 17—25-летних мужчин. Она мобилизует поддержку общественности благодаря улучшению деятельности таких общественных служб, как медицинское обслуживание, уборка мусора и последствий разрушения; она будет создавать возможности местных органов управления защищать и удовлетворять потребности граждан. План Малики по безопасности в Багдаде тесно связан с более широкой программой правительства национального единства по примирению, которая ставит цель — достигнуть политического понимания между суннитскими и шиитскими силами, включая и те, которые задействованы в конфликте между религиозными группами.

Наконец, моральное соглашение между религиозными лидерами двух исламских сообществ должно поставить насилие вне закона, запретив убийство на религиозной почве. Такое соглашение лишает убийц политического или религиозного прикрытия, в то время как иракские и коалиционные силы лишат их физической защиты. В более дальней перспективе план предусматривает склонить повстанцев и вооруженные группы сложить оружие в ходе выполнения программы демобилизации незаконных вооруженных формирований. Он также предусматривает контроль за процессом деБААСификации, отдавая обвиненных в преступлениях в руки правосудия и примиряя остальных. Понятно, что когда американцы и европейцы слышат о жертвах и наблюдают за картинами кровопролития на улицах Багдада, они думают, что эти планы не срабатывают. Это не так. Правительство национального единства Ирака находится при власти только около трех месяцев. Министры обороны и внутренних дел провели только около ста дней на своих должностях. Иракские министры еще подбирают ключевой персонал, учатся работать вместе, под руководством нового премьера. Комитет по национальному диалогу и примирению, который должен наблюдать за выполнением плана примирения, был создан в начале августа. Однако уже заметен позитив, и насилие спадает. Это хорошая новость, но надо быть терпеливыми.

Министерство обороны Ирака докладывает, что уровень преступности в районе Дура снижен на 80%. В районе Рашид суннитские и шиитские политические лидеры, вожди племен и имамы подписали соглашение, которое проклинает насилие. Вожди даже лишили защиты тех членов племени, которые замешаны в насилии на религиозной почве.

Хотя еще рано судить, будут ли эти успехи повторены по всему городу, но это начальное продвижение должно давать иракцам, американцам и европейцам надежду на будущее. Вопреки тем, кто представляет Ирак как страну безнадежно погрязшую в давних этнических и сектантских конфликтах, иракцы хотят оставить позади то, что их разделяет. Битва за Багдад определит будущее Ирака, а оно, в свою очередь, определит будущее жизненно важного для мира региона. Хотя остается еще немало сложной работы, мы, американцы, и наши европейские друзья должны дать иракцам время и оказать материальную поддержку, необходимую для победы в битве за Багдад.

Залмай ХАЛИЛЗАД, посол США в Ираке
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ