В последние дни появились сообщения о том, что готовится встреча между премьер-министрами Израиля и Палестины Ариэлем Шароном и Абу Мазеном с тем, чтобы уже на трехстороннем саммите с президентом США Джорджем Бушем были достигнуты конкретные договоренности по выполнению недавно разработанного мирного плана под названием «Дорожная карта». Автор статьи, израильский аналитик Шломо АВИНЕРИ, сомневается в выполнимости этого плана. Возможно, существуют и другие точки зрения.
Тот факт, что Израиль и Палестина приняли недавний план Буша, названный ближневосточной «Дорожной картой», стал хорошим знаком. Однако шансы на то, что этот план приведет к реальным, а не риторическим переменам в сторону урегулирования, остаются призрачными.
Существует множество причин, почему так называемая «дорожная карта» на самом деле не является ничем большим, чем списком пожеланий того, что необходимо сделать для достижения мира между Палестиной и Израилем. В плане приводятся высокие цели, но иногда кажется, что они весьма удалены от политических реалий региона.
Например, в этом плане признается, что израильско-палестинский конфликт не может быть разрешен в отрыве от реалий двух сторон, должны быть приняты во внимание особенности региона. План «Дорожная карта» подразумевает серьезные уступки со стороны Израиля: вывод войск с Западного берега реки Иордан и сектора Газа, демонтаж израильских поселений, компромисс по Иерусалиму.
В то же время четыре стороны, разработавшие план — США, ЕС, Россия и ООН — понимают, что Израиль не пойдет на такие уступки, если не произойдет перемены в самом отношении к существованию Израильского государства со стороны арабского мира. Несмотря на мир с Египтом и Иорданией, существует угроза Израилю со стороны таких стран, как Сирия и Ливия, чьи режимы вплотную связаны с террористическими акциями против гражданского населения в Израиле, и которые имеют либо стремятся получить оружие массового уничтожения.
Поэтому план «дорожная карта» подразумевает достижение мира между Израилем и Палестиной на основе нормализации арабо-израильских отношений. Но можно ли достичь мира в ближайшем будущем? Действительно ли США — а в данном случае даже «четверка» — верят, что они знают, как сдвинуть Сирию и Ливию с их тупиковой позиции, которую они занимают в настоящее время, угрожающей самому существованию Израильского государства?
В «Дорожной карте» нет и намека на то, что создатели плана задумались об этом более, чем только с целью просто выразить вслух свои пожелания.
План является еще одной попыткой реанимировать мирный процесс, начатый в Осло. Однако это движение, основанное на мирных соглашениях между Израилем и Организацией Освобождения Палестины, подписанных в Осло в 1993, испытывает серьезные трудности, с тех пор как Ясир Арафат отверг мирные инициативы, выдвинутые премьер-министром Израиля Эхудом Бараком при поддержке президента Билла Клинтона в Кэмп-Дэвиде в декабре 2000 года.
Это послужило водоразделом в ближневосточной политике — кардинальным изменением в сторону ухудшения. Отказ палестинцев принять или даже обсудить самое щедрое и всеобъемлющее предложение со стороны Израиля с 1967 года в обмен на договор о прекращении конфликта означал, что палестинцы не готовы признать легитимность существования Израиля.
Сейчас конфликт окружен еще большей горечью, страхом и ненавистью, чем в 2000 году, когда провалились переговоры в Кэмп-Дэвиде. Прямая и косвенная поддержка, оказываемая палестинскими властями бомбардировкам мирного израильского населения, для израильтян является доказательством того, что палестинцы до сих пор считают атаки на мирное население правомерным оружием. Ответы Израиля, которые иногда становятся жесткими, углубляют чувство ненависти палестинцев к Израилю.
Безусловно, уход Арафата и назначение Абу Мазена на пост палестинского премьера является важным шагом в правильном направлении. Однако еще только предстоит узнать, какой властью Абу Мазен обладает в действительности. Контролирует ли он на самом деле скрытые ресурсы ООП, дававшие Арафату такую власть, которая превосходила формальный титул главы Палестинской автономии?
И самое главное, обладает ли Абу Мазен политической волей и властью, чтобы подавить, если понадобится, и жестоко, банды террористов — убийц, контролирующие большую часть палестинского населения? Многое зависит от ответов на эти вопросы.
Последнее, но не менее важное: согласно представлениям создателей плана «Дорожная карта», для его реализации понадобится от двух лет в самом благоприятном случае, до трех-четырех — в пессимистическом сценарии. Потребуется постоянный контроль на самом высоком уровне американской администрации. Способен ли президент Буш или другой американский президент использовать свою власть каждый день в течение двух-трех лет для того, чтобы стороны претворяли свои расплывчатые устные соглашения в болезненные и возможно политически опасные решения?
Прошлый опыт не обнадеживает. Внимание, которое американский президент уделяет любому вопросу, ограничено во времени. Однако без его постоянного внимания план «Дорожная карта» увязнет в ближневосточных песках, которые уже похоронили не одно благое намерение по мирному урегулированию.
Что же тогда можно сделать? Приемлемым вариантом может послужить пример Боснии и Герцеговины, где никто не говорил о постоянном решении, но удалось остановить насилие. Необходима стабилизация, конец ежедневного кровопролития, снижение враждебности и созидание взаимного доверия.
Израильтяне и палестинцы пока не готовы к восприятию жестких политических мер, предлагаемых планом «Дорожная карта». Им нужен ряд временных мер, которые принесут стабильность и безопасность гражданам по обеим сторонам конфликта. Со снижением эскалации насилия в будущем возможно достижение действительного примирения. Как ни трудно и печально признавать это, момент для чего- то большего еще не созрел.