Становится очевидным, что на израильско-палестинских мирных переговорах достигнут момент истины. Две стороны ведут переговоры с 1995 года, когда в Осло обе стороны подписали соглашения, главным достижением которых явилось взаимное признание и создание палестинской автономии на Западном Берегу и в Секторе Газа. На последующих переговорах должен был быть окончательно определен статус Палестинской Автономии (т.е. быть ли Палестине независимым государством), решены вопросы о границах, о будущем еврейских поселений, о репатриации беженцев и об окончательном статусе Иерусалима, который называли столицей обе стороны, но который полностью контролировался Израилем.
В соответствии с рядом подписанных в течение одного года после принятия данной схемы документов была установлена Палестинская Автономия во главе с Ясиром Арафатом. Арафат вернулся в Газа из ссылки в Тунисе, а Израиль возвратил Палестинской Автономии большую часть Газа и большинство городов на Западном Берегу. На сегодня, несмотря на то, что Палестинская Автономия контролирует менее 30 процентов территории Западного Берега и Сектора Газа, более 80 процентов палестинцев на этих территориях живут по палестинским законам. Были созданы палестинские законодательные органы и кабинет министров, а также палестинская полиция и служба безопасности. В областях, находящихся под палестинским контролем, Палестинская Автономия управляет экономикой, а также образованием и прочими внутренними делами. Хотя успехи экономики остаются неоднозначными, наиболее важной переменой в жизни палестинцев является окончание периода израильского правления.
Тем не менее, израильские поселения, построенные в основном за время пребывания у власти правых правительств Менахема Бегина, Ицхака Шамира и Беньямина Нетаньяху, сохраняются, а отношения между поселенцами (иногда настроенными исключительно радикально националистически) и палестинцами остаются напряженными. Убийство премьер-министра Ицхака Рабина националистически настроенным религиозным экстремистом — еврейским студентом замедлило ход мирного процесса, в особенности после того, как на пост премьер-министра в 1996 году был избран Нетаньяху. Но в 1999 году стремительная победа на выборах премьер- министра Эхуда Барака дала новый толчок переговорному процессу.
Именно этот толчок может в настоящее время определить дальнейший ход этого процесса. Хотя большая часть территориальных вопросов уже была обсуждена, наиболее сложные из них намеренно были отложены на будущее, и именно ими требуется заняться на нынешней стадии переговоров. Именно на этой стадии весь процесс либо целиком провалится, либо выстоит.
Каким должен быть статус Иерусалима? Возврат к демаркационным линиям 1967 года, разделившим город на две части, невозможен, в особенности учитывая то, что более 120 тысяч израильтян сейчас живут по ту сторону старой разделяющей черты. Каково будущее еврейских поселений? Должны ли они сохраниться, быть частично эвакуированными или же частично оказаться под палестинским правлением?
Это трудные проблемы, соединяющие в себе политические, стратегические, религиозные и символические вопросы, которые выходят далеко за пределы собственно межнациональных отношений еврейского и арабского народов. Ослабляющаяся политическая позиция их лидеров еще больше осложняет положение дел. Позиция премьер-министра Барака страдает от исключительной хрупкости коалиции, а недавно он лишился большинства в парламенте. На Арафата давят палестинские экстремисты. В прошлом он сквозь пальцы смотрел на акты насилия по отношению к израильтянам, поскольку хотел умиротворить радикальных фундаменталистов, которые во многом подорвали веру израильского населения (не обязательно принадлежащего к право-экстремистскому крылу) в способность Арафата контролировать ситуацию.
В таких обстоятельствах нужен толчок извне, и именно таким толчком послужили переговоры, инициированные в Кэмп-Дэвиде президентом Клинтоном. Однако теперь палестинцы в одностороннем порядке могут провозгласить независимость, израильтяне могут предъявить встречные обвинения, и весь хрупкий баланс достигнутых в Осло соглашений может распасться.
Похоже, премьер-министр Барак готов согласиться с независимостью палестинского государства (шаг, на который до последнего времени не был готов пойти ни один израильский лидер). Он дал четко понять, что, возможно, 30 000 поселенцев будут возвращены в Израиль или останутся жить в своих домах под палестинским правлением. Это — смелый и новый шаг Израиля, за который Барак заплатил огромную цену. Но палестинцы хотят ухода всех поселенцев, что политически невозможно ни при каком израильском правительстве. Взаимно неприемлемые позиции также были озвучены с обеих сторон по вопросу Иерусалима.
Но логика ситуации такова, что рано или поздно, быть может после одного-двух кризисов, компромисс будет найден. Обеим сторонам будет трудно достичь этой точки, но, как заявил Клинтон при открытии саммита, альтернатива тому гораздо хуже.