Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Боец Шарон

27 февраля, 2006 - 19:31
ФОТО РЕЙТЕР

В прошлые выходные Израиль скромно отметил 78-ю годовщину своего премьер-министра Ариэля Шарона, который уже почти два месяца находится в глубокой коме. Оба сына главы правительства Омри и Гилад пришли с несколькими друзьями в больницу, где находится Шарон. У больницы не было такого столпотворения, как после его госпитализации вследствие серьезного кровоизлияния в мозг. За годы жизни Ариэль Шарон стал блестящей звездой израильской политической сцены. Он был триумфально избран на пост премьер-министра 6 февраля 2001 года, а потом переизбран 28 января 2003 года.

Но даже тяжелобольной Шарон не желает оставлять политическое поле без последнего боя. «Шарон борется со смертью, как на войне, — пишет влиятельная израильская газета Maariv. В разные периоды жизни и деятельности Ариэля Шарона в Израиле всегда находились люди, которые горячо поддерживали его действия — а были и те, которые осуждали его поступки, яростно критикуя его. Собственно, даже при отсутствии премьера, «политическая эра» Ариэля Шарона все равно продолжается. После потери им дееспособности его обязанности временно исполняет Эхуд Ольмерт. Руководя заседанием кабинета министров, Ольмерт никогда не садится в пустое кресло Шарона, подчеркивая этим свое уважение к шефу.

Ариэль Шарон в коме, но центристская партия «Кадима», созданная им незадолго до болезни, по опросам общественного мнения, имеет большие шансы выйти победительницей на ближайших парламентских выборах 28 марта. И хотя кое-кто может быть скептически настроен в отношении возможности возвращения Ариэля Шарона к делам, но очевидно, что даже при его отсутствии политический процесс, начатый им, продолжается.

Наверное, чувство утраты, которое многие в Израиле переживают в связи с отходом Ариэля Шарона от политики, и острое желание помочь ему вернуться назад, обусловлены отсутствием возможных преемников. Похоже, что в Израиле закончилось время «людей преклонного возраста», «ветеранов», «добрых всенародных дедушек». Сейчас и в израильской политике наступило время молодых (относительно, конечно) лидеров: Эхуда Ольмерта, Амира Переца, Беньямина Нетаньяху. Предыдущие попытки правления молодых (Нетаньяху и Барака) закончились неудачно. После их коротких провальных правлений ностальгия за людьми преклонного возраста только усилилась. Но «проходных политиков» преклонного возраста уже не осталось...

В отличие от А. Шарона ни Е. Ольмерт, ни Б. Нетаньяху и ни Ш. Перес ни в коей мере не годятся в «отцы нации». Потребность в профессиональном лидере особенно остро чувствуется на фоне глубокого разочарования многих израильтян во внутренней политике. Порой подобные настроения сопровождаются сожалением о «сильном вожде», который ни с кем не советуется и «не нагружает» сограждан необходимостью лишний раз приходить на избирательные участки. Сегодня никто точно не знает, куда повел бы Ариэль Шарон Израиль, если бы он остался у руля правления. Возможно, он пытался бы установить постоянные государственные границы.

Теперь то, что являлось силой «Кадимы» — огромный личный рейтинг Шарона — обернулось ее слабостью. Партия, основанная для конвертирования в будущее Израиля его политической харизмы, лишившись авторитета лидера, вынуждена искать другие пути для реализации своих целей. Вообще Израиль без лидерства Ариэля Шарона попадает в очень сложную ситуацию политической неопределенности. Только утратив его ведущую роль в израильской политике, можно теперь оценить, каким колоссальным было влияние этого политика на будущее израильского государства и Ближнего Востока вообще.

Виктор КАСПРУК, политолог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ