Все мосты через Дунай взорваны, болгары теперь могут осуществлять морское грузосообщение с Европой только через Босфор. На смену удобной сухопутно-железнодорожно-морской связи через Югославию с Германией — крупнейшим торговым партнером Болгарии — пришло долгое морское путешествие из Черного моря через Мраморное, Эгейское и Средиземное моря, Атлантический океан в Северное море и Балтику. Поэтому не удивительно, что экспорт в Европу потерпел крах.
Однако разрушенные мосты через Дунай — не самый крупный урон для экономики. На нижнем Дунае, в болгарском портовом городе Русе, сохранился один мост. Он стоит на дороге к Москве, и активность там усиливается.
Десять лет болгары боролись за то, чтобы держаться в стороне от этой дороги, как в торговле, так и во внешней политике. Снова и снова страна обращалась в сторону Запада, но многократно — на этот раз жестоко — двери в Европу захлопывались у болгар перед носом. Поэтому Россия начинает выглядеть привлекательно, в особенности, когда болгары возмущены приближением очередного болезненного экономического спада, хотя их вины в этом нет. Недавний отчет МВФ Всемирного Банка предсказывает, что во всех граничащих с Югославией странах, за исключением Венгрии и, возможно, Румынии, конфликт приведет к 5-процентному снижению годового ВВП.
Помимо ущерба, причиняемого экономике, Косово также дестабилизирует Болгарию политически. Будучи единственной страной, сумевшей положить конец коммунизму, не пролив ни капли крови, Болгария с раздражением относится к риску быть вовлеченной в чужую войну. Такое беспокойство кажется вполне естественным тогда, когда боевые самолеты НАТО пролетают над головой после выполнения бомбордировок, а случайно сброшенная бомба поражает не что-нибудь, а пригород Софии.
Но действительный ужас болгарам внушает то, что Косово повторится в Македонии, и новая волна беженцев принесет войну с ее страданиями непосредственно на болгарскую землю. Несмотря на напыщенные речи бывшей коммунистической оппозиции, в последнее время правительства Македонии и Болгарии разрешили многие наболевшие проблемы. Это было сделано настолько искусно, что вызвало рукоплескания США, Великобритании, Германии, Комиссии ЕС, и даже упорствующей Греции. Но война до такой степени реанимировала посткоммунистов, что сейчас они объявляют эти соглашения предательскими и заявляют, что правительство втягивает Болгарию в войну, разрешив НАТО использовать болгарское воздушное пространство.
Опасения широкомасштабной войны имеют в Болгарии реальный резонанс, все болгарские мужчины служили в армии, и многие помнят, что в 70-е годы советские танковые бригады могли быть десантированы в страну в течение нескольких часов. Они знают, что при желании НАТО могло бы покончить с Милошевичем за пару дней. Поскольку Америка и Европа не желают подвергать риску жизни своих солдат, вместо этого под угрозу поставлена жизнь стран, подобных Болгарии.
Стабильность на Балканах не является чем-то само собой разумеющимся. Беженцы не могут провести следующую зиму в палатках около югославско-македонской границы. Вместо того, чтобы голодать и страдать, они начнут передвигаться, и куда бы они не двинулись, за ними последуют политические волнения. Поэтому широкомасштабная война может начаться не только в результате вовлечения Македонии или Болгарии. Ее может вызвать просто общий развал правительства, если политики — некоторые с самыми лучшими намерениями — окажутся неспособными совладать с этой волной людских страданий.
Какова же реакция Европейского Союза на положение Болгарии? Его представители изучают обвинение в демпинге Кремиковского сталеплавильного комбината, который находится под Софией. Болгарское правительство готово продать это убыточное предприятие за символическую цену в один болгарский лев. Но даже эта цена окажется слишком высокой, если ЕС заблокирует импорт производимой заводом стали.
Вместо того, чтобы открыть двери в критическую минуту, Европа заставляет болгарских предпринимателей неделями простаивать перед посольствами ЕС, выпрашивая визы. Российские торговые миссионеры постоянно нашептывают, что правительство собирается вступить в предлагаемую зону свободной торговли между Болгарией и Россией, — это требование выдвигало предыдущее социалистическое правительство Болгарии.
Недавно «Радио София» отпустило мимолетное замечание о том, что 190 бомбоубежищ, построенных в советское время, содержатся в хорошем состоянии и готовы к приему населения. Большинство болгар предпочло бы не сидеть в бомбоубежищах или же искать безопасности, прячась в подоле «матери России». Болгарам необходима открытая и прямая дорога в Европу. Потери и угроза стабильности в Болгарии, за что НАТО несет прямую ответственность, должны быть непременно возмещены.