17 декабря в Софии состоялся однодневный V Церковно- народный Собор Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Болгарская церковь (основана в 927 году) входит в состав 14 общепризнанных независимых православных церквей мира. Она играла особою роль в жизни первых христиан Киевской Руси — именно оттуда пришли на берега Днепра все богослужебные тексты, Жития святых, церковный календарь и др.
Открыл Собор предстоятель БПЦ Патриарх Болгарский Максим. Собравшиеся члены церкви обсуждали фактически только один вопрос — как преодолеть церковный раскол, поразивший церковь в начале 90-х годов, после устранения старой власти. В работе Собора приняли участие также представители государства — генеральный прокурор Болгарии Никола Филчев, заместитель председателя парламента Благовест Сендов и др.
В своем отчетном докладе Святейший Патриарх Болгарский Максим впервые назвал виновников раскола. По его мнению, вся полнота ответственности за раскол лежит на правившем до последнего времени в Болгарии Союзе демократических сил, на бывшем президенте республики Петре Стоянове и его Кабинете министров, а также на действующем мэре Софии Стефане Софиянском. Именно поддержка правящей до последних парламентских выборов партии, по убеждению Патриарха, позволила раскольникам пройти регистрацию, присвоить себе наименование «Болгарская Православная Церковь» и, как следствие, захватить часть церковного имущества.
Надежду на улучшение церковно-государственных отношений патриарх Максим связывает с деятельностью нового главы кабинета министров Болгарии царя Симеона II, в частности с принятием нового закона «О вероисповеданиях» Парламентом республики и с проведением перерегистрации всех религиозных объединений. Более конкретные решения Собора болгарской прессой освещены не были.
Как дошло до раскола? После падения коммунистического режима, часть духовенства Болгарской церкви выступила против старого священноначалия во главе с патриархом Максимом, избранного с санкции Коммунистической партии Болгарии (Патриарх Максим недавно отметил 30-летие своего патриаршего служения). Отколовшаяся часть церкви была зарегистрирована, ее первым предстоятелем стал митрополит Пимен. Союз демократических сил и его правительство протесты патриарха Максима не поддерживали, и поэтому Патриарх считает 90- е годы временем суровых гонений на БПЦ. Более светлые для церкви времена наступили после последних выборов и особенно после вступления в должность нового главы кабинета министров Болгарии царя Симеона Второго, который является личным другом Патриарха. Вступая в должность, Симеон Второй принял присягу — впервые в новейшей истории Болгарии — на кресте и Евангелии и с благословения Патриарха. Патриарх, в свою очередь, обращался к главе кабинета, как к «Его Величеству». Одним из первых законопроектов правительства стал проект нового закона «О вероисповеданиях», в котором подчеркивается роль в стране традиционного православия. Патриарх, требуя на Соборе перерегистрации всех религиозных организаций, надеется таким образом покончить с «отщепенцами», обвиняющими БПЦ в сотрудничестве с бывшим коммунистическим режимом.
Раскол — не единственная сложная проблема Болгарской православной церкви. Последний год Синод церкви «сражается» с властями по поводу визита в Болгарию Римского папы Иоанна Павла Второго. Вопреки ожесточенному сопротивлению православных владык, сегодня визит — решенное дело. Известно, что он состоится весной 2002 года и что во время пребывания в Болгарии папа Иоанн Павел Второй встретится со Вселенским патриархом Варфоломеем Первым, который специально для этого приедет в Софию. Интересно отметить, что сторонники визита Римского папы, а также недоброжелатели патриарха Максима заявляют в СМИ, что сопротивление визиту со стороны Синода БПЦ инициировано Московской патриархией. А в подтверждение ссылаются на то, что новым викарием (помощником) Святейшего патриарха Болгарии недавно стал молодой епископ, воспитанный в Московской духовной академии. Как видим, православная ситуация в некоторых бывших социалистических странах складывается несколько однотипно.