Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Больше лидерства и политического единства»

Пьер ЛЕЛЛУШ: Франция — преданный сторонник более тесного сближения ЕС и Украины
11 ноября, 1996 - 19:52

Завтра Государственный секретарь по европейским делам МИД Франции Пьер Леллуш проведет встречи с украинским руководством: с Президентом, премьер-министром, спикером и главой внешнеполитического ведомства Украины. В нашей стране хорошо знают господина Леллуша, который занимал должность главы Парламентской Ассамблеи НАТО и до назначения на нынешнюю должность в министерстве иностранных дел Франции был депутатом Национального собрания Франции, советником президента Франции Николя Саркози. Как депутат Национального Собрания Франции он входил в состав группы дружбы «Франция — Украина» Национального Собрания Франции. 23 августа 2006 года Пьер Леллуш был награжден орденом «За заслуги» II степени «За весомый личный вклад в развитие международного сотрудничества, укрепление авторитета и позитивного имиджа Украины в мире, популяризацию ее исторических и современных достижений и по случаю 15-й годовщины независимости Украины». В июле прошлого года он как бывший глава Парламентской Ассамблеи НАТО высказывался за то, чтобы предоставить Украине ПДЧ. Кроме того, он заявил тогда же, что «россияне должны прекратить ежедневно шантажировать Украину и превращать вопрос НАТО в пугало, дьявольский заговор Запада». Поэтому многих в Украине удивили слова французского Госсекретаря, который 3 сентября этого года в интервью испанской газете El Pais заявил, что решение о расширении НАТО на Восток и, в частности, будущее включение в состав организации Украины и Грузии было стратегической ошибкой. В эксклюзивном интервью «Дню» Госсекретарь по европейским делам МИД Франции Пьер Леллуш объяснил слова, сказанные вышеупомянутой испанской газете, и рассказал, какие месседжи он хочет передать украинским властям и украинскому народу накануне президентских выборов в нашей стране.

«УКРАИНА ДЛЯ ФРАНЦИИ — ОСНОВНОЙ ПАРТНЕР В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ»

— Господин Госсекретарь, почему вы решили посетить Украину именно теперь, когда у нас началась президентская кампания?

— Заняв должность Государственного секретаря по европейским делам в мае 2009 года, я считал важным не только встречаться с моими коллегами из стран ЕС, но и налаживать тесные связи с политическим руководством стран-соседей Европейского Союза. Собственно, я планировал визит в Киев еще в октябре, но напряженный рабочий график на то время не позволил мне его осуществить.

Президент Николя Саркози, еще с момента его избрания в 2007 году, выразил политическую волю укрепить отношения между Украиной и ЕС. Это намерение реализовалось во время председательства Франции в ЕС в сентябре 2008 года принятием проекта привилегированного партнерства между Украиной и ЕС. Этот проект должен вскоре конкретизироваться в виде Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, переговоры относительно которой продолжаются сейчас, а также в форме углубленного сотрудничества в стратегических отраслях, как, например, энергетика, и также в рамках Восточного Партнерства ЕС, в котором Украина занимает центральное место.

Украина для Франции — основной партнер в Восточной Европе. Идея установления отношений привилегированного партнерства между ЕС и Украиной имеет свои истоки в политической воле президента Саркози еще с момента его избрания в 2007 году.

Начатый во время председательства Франции в ЕС в сентябре 2008 года этот проект должен как можно скорее приобрести конкретные очертания в виде Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, переговоры по которому в данное время продолжаются, а еще в форме углубленного сотрудничества в стратегических отраслях, таких как энергетика, а также в рамках Восточного Партнерства ЕС, в котором Украина занимает центральное место.

Грядущие президентские выборы будут решающим моментом для страны. В это определяющее для будущего Украины время мне кажется абсолютно уместным приехать в Киев, чтобы встретиться с руководителями и политическими деятелями этой страны, выслушать их проекты развития страны и призывать их и далее придерживаться курса продолжения реформ и стратегического выбора, который сделала Украина в направлении сближения с Европейским Союзом.

— Какие месседжи вы хотите передать Украине: ее лидерам и украинскому народу?

— В первую очередь, я хочу донести симпатию и солидарность французского правительства стране, которая на протяжении нескольких недель противостоит серьезной пандемии. А также передать слова надежды и поддержки. Надежды относительно того, что январские выборы на долгое время укрепят политическую стабильность страны в соответствии с ее стратегическими интересами. Поддержки накануне ожидающих вас серьезных вызовов: любой команде, которая придет к власти, придется, в первую очередь, выводить страну из экономического кризиса и направлять ее на путь стабилизации и реформ.

Франция, как и Европейский Союз, решительно настроена поддерживать Украину в этом амбициозном продвижении. Укрепление наших отношений как по линии ЕС и в рамках будущего соглашения об ассоциации ЕС — Украина, по которому продолжаются переговоры, так и на двухсторонней основе путем реализации положений Дорожной карты франко-украинских отношений, должно способствовать этому.

Место Украины — рядом, а, возможно, когда-нибудь и в составе Европейского Союза. Но осуществление этой перспективы зависит, в первую очередь, от самой Украины: мы должны достичь этого путем диалога и, прежде всего, реформ, которые мы должны осуществить. Я желаю всем сердцем, чтобы украинская демократия смогла построить процветающее общество и экономику, а также мощное и ответственное государство, независимость и безопасность которой будут, наконец, полностью обеспечены.

«ЯНВАРСКИЕ ВЫБОРЫ СОСТАВЯТ ПРЕДМЕТ ПРИСТАЛЬНОГО ВНИМАНИЯ СО СТОРОНЫ ЕВРОПЫ»

— Хотелось бы услышать от вас, как во Франции и Европе оценивают ситуацию в нашей стране?

— Украина — великая страна: принимая во внимание размеры, количество населения, многовековую историю. Есть во Франции такие, кто вспоминает о далеких временах брака Генриха I и Анны Киевской, память о которой мы храним в Санлисе; есть также те, кто не забывает, что Франция приняла многих украинцев после трагедии большевистской революции и утраты независимости Украиной в конце 1920 года. Мне лично также известны все испытания, через которые прошел украинский народ, особенно насколько он пострадал от преступлений тоталитаризма. Сегодня французы воспринимают Украину как важного партнера, близкую нам страну, осознавая, что все происходящее в Украине может иметь прямые последствия для ЕС. Я уже говорил, что место Украины — рядом, а, возможно, когда-нибудь и в составе Европейского Союза.

Большие надежды возлагались на Украину в последние годы. Общественное мнение во Франции и во всей Европе восприняло с большой симпатией процесс демократизации, начавшийся после оранжевой революции, и много ждало от него. Я это знаю, потому что сам был в Киеве в декабре 2004 года как международный наблюдатель на выборах и имел возможность почувствовать те огромные надежды и эмоции, которые вдохновляли украинцев, собравшихся на Майдане. Пять лет спустя то же общественное мнение задумывается над тем, почему, кроме таких реальных достижений, как свобода прессы и высказывания, многопартийность, внутриполитические раздоры стали важнее интересов страны. Январские выборы и меры, которые будут приняты после их проведения, составят предмет пристального внимания со стороны Европы.

— Кого хотели бы увидеть во Франции следующим президентом Украины или, другими словами, какими качествами должен обладать следующий украинский президент, чтобы с ним было легко вести дела ЕС и Франции?

— Конечно, именно народ Украины должен избрать в январе следующего года человека, который будет вести его за собой ближайшие пять лет. Господин (или госпожа) президент, избранный путем демократического волеизъявления, станет партнером в диалоге с международным сообществом, и мы активно будем сотрудничать с ним (или ней) в плане укрепления наших отношений. Единственное желание Франции — чтобы Украина достигла успеха в начатом деле, а это предусматривает, на мой взгляд, больше лидерства и политического единства, чем в прошлом.

— Некоторые обозреватели считают, что на выборах в январе украинцам придется снова делать выбор между Востоком и Западом, иными словами, между более тесными связями с Россией или с ЕС, который, кстати, не дает Украине перспективы членства. Не считаете ли вы, что именно сейчас Европа и, в частности, Франция должны сделать все возможное, чтобы Украина осталась на пути демократии и достигла успеха и тем самым служила для россиян примером того, что стандарты жизни для граждан во всех сферах лучше обеспечивает демократическая система, а не авторитарная?

— Украина — это тысячелетняя нация и независимая страна, которая избрала путь демократии. Я не вижу, во имя чего она должна выбирать между Россией или ЕС. Время искусственного распределения в Европе прошло. Почему бы Украине не иметь равновесные отношения доверия со всеми своими соседями?

Вы знаете, что Франция — преданный сторонник более тесного сближения ЕС и Украины. На сентябрьском саммите 2008 года президент Саркози лично приложил немало усилий, чтобы продвинуть перспективу содержательного Договора об ассоциации между ЕС и Украиной.

Реализация повестки дня ассоциации зависит, в первую очередь, от Киева и его способности к конкретному проведению необходимых реформ.

«ПОЗИЦИЮ ОТНОСИТЕЛЬНО ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ПРИЗВАНИЯ УКРАИНЫ РАЗДЕЛЯЮТ ВСЕ СОЮЗНИКИ»

— Господин Госсекретарь, в статье Russia’s gas greed harks back to Cold War cruelty от 12 января 2006 года, комментируя газовый конфликт между Россией и Украиной, вы заявили, что газовое, как и нефтяное оружие, которое изобрели арабы в 1973 году, будет определять войны будущего. Демократии должны знать, если они не хотят быть побежденными, то они должны объединиться и продемонстрировать солидарность. В октябре 2005 года, находясь в Киеве, вы выразили свое удовлетворение уровнем сотрудничества между Альянсом и Украиной, благодаря началу Интенсифицированного диалога, что касается членства и реформ. Чем можно объяснить ваше заявление 3 сентября этого года в интервью испанской газете, что решение о расширении НАТО на Восток и, в частности, будущее включение в состав организации Украины и Грузии, является стратегической ошибкой?

— В первую очередь, хотел бы напомнить, что мы удовлетворены тем, в какой степени Украина приобщается к партнерству с НАТО. Комиссия Украины—НАТО является полезным форматом для проведения углубленного диалога, что касается общих интересов в сфере безопасности. У меня была возможность это констатировать, когда председательствовал в Парламентской ассамблее НАТО. Эти рамки позволили нам развить практические формы сотрудничества, которое мы желаем продолжать и в дальнейшем.

Кроме того, напомню вам, что каждая кандидатура на вступление в НАТО рассматривается исходя из ее личных достижений. Существующие критерии обязывают кандидата быть способным брать на себя ответственность и выполнять соответствующие обязательства, делая реальный вклад в безопасность союзников и разделяя общие для них ценности. С точки зрения многих союзников, кандидатура Украины выглядит еще как фермент внутреннего разделения страны, тогда как сближение с ЕС, на мой взгляд, является объектом довольно широкого консенсуса, а поэтому должно быть первоочередным. Это все, что я хотел сказать по этому поводу, кстати, эти мысли вытекают из их контекста. Франция полностью разделяет позицию союзников относительно евроатлантического призвания Украины, которая была подтверждена на саммите в Бухаресте. В декабре прошлого года министры пришли к выводу о необходимости достижения дополнительного прогресса и, таким образом, дополнительно усилили сотрудничество путем внедрения соответствующей Программы действий. Главное для Украины — углублять реформы с целью укрепления доверия к ее кандидатуре.

— Не является ли это как раз проявлением нового раскола в Европе, ведь многие страны как раз выступают в поддержку вступления Украины в НАТО? На самом деле, много обозревателей рассматривают такую позицию как проявление нового раскола в Европе. И очевидно, не случайным является заявление политической элиты стран Центральной и Восточной Европы, которые считают, что новый президент Барак Обама уделяет мало внимания этому региону. Что вы думаете по этому поводу?

— Я не думаю, что можно говорить о расколе, что касается вопроса присоединения Украины к НАТО, позицию относительно евроатлантического призвания Украины разделяют все союзники. Есть также консенсус относительно необходимости приумножения Украиной усилий в проведении реформ и важности поддержки общественным мнением идеи вступления в НАТО, о чем теперь говорить не приходится.

— Не вызывает ли в вашей стране обеспокоенности принятие в Российской Федерации закона об использовании российской армии за границей и возможном внесении в военную доктрину положения о превентивном использовании ядерного оружия?

— Президент Медведев в прошлом году выдвинул Европе предложения, преследующие цели укрепления архитектуры европейской безопасности, исключения применения силы и содействия ограничению вооружений. В ОБСЕ начались дискуссии. Это то, чего мы ожидаем от России, мы не хотели бы думать, что у нее другие намерения, и было бы не лишним, чтобы российское руководство объяснило свои мотивы относительно изменений, которые вы цитируете.

РОССИЯ, ЭНЕРГЕТИКА И СОЛИДАРНАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЗИЦИЯ

— Кстати, ваш соотечественник Андре Глюксман считает, что Европа — речь идет, конечно же, о ЕС — не способна использовать слабости Кремля. Почему Европа не в состоянии произвести никакой политики относительно России, в частности, в энергетической сфере, ведь от этого выиграют все?

— Очевидно, ЕС со своим свободным рынком и видениями, высказывающимися со стороны 27-ми стран-членов, должен научиться лучше оперировать выразительно асимметричными отношениями, которые он имеет в многочисленных сферах с Россией, которой свойственны чрезвычайно интегрированные структуры принятия решений. Так же очевидно, что углубление отношений России с Европейским Союзом, к которому мы искренне стремимся, необходимо.

Бесспорно, в ЕС существуют определенные нюансы в подходах к отношениям с Москвой, вытекающие из истории или географии. Но так же существуют многочисленные примеры единства в подходах, а также общая более солидарная европейская позиция, которая — хотел бы подчеркнуть — неоднократно четко высказывалась на протяжении последних лет, и, в частности, во время французского председательства в ЕС.

Говоря более конкретно о сфере энергетики, которая, кстати, не принадлежит к исключительной компетенции национальных правительств, а распространяется и на частный сектор, у на с Россией существует насыщенный диалог по этой тематике, и мы надеемся, что он будет еще больше усилен по результатам будущего саммита благодаря шагам по внедрению механизма оповещения на случай временного прерывания поставок. Будущее усиленное соглашение между ЕС и Россией должно содержать важный раздел, касающийся энергетической сферы, а также воспроизводить принципы, закрепленные в Договоре об Энергетической хартии.

Впрочем, партнерство с Россией не ограничивается энергетикой. Европейцы и россияне имеют общий интерес диверсифицировать партнерские связи в экономике, распространить и укрепить их в других сферах, в частности, в отрасли научных исследований и высоких технологий. Мы стремимся создать с Россией экономическое и гуманитарное пространство; это предопределяет принятие общих правил, которые имеют стабильный характер и уважаются в рамках глобального соглашения обязывающего характера.

— Можно ли теперь, после согласия Клауса подписать Лиссабонское соглашение, говорить, что на пути вступления этого соглашения в силу нет никаких препятствий? И когда, по вашему мнению, ЕС «созреет» для начала обсуждения темы дальнейшего расширения?

— Вручение ратификационных грамот Чешской Республикой предусмотрено в конце недели. Нет больше никаких преград для быстрого введения в действие Договора, как планируется, с 1 декабря нынешнего года. Совет должен теперь договориться об определении двух фамилий, одного на должность председателя Совета Европы, другого — на должность нового Высокого представителя, вице-президента Комиссии. Но не рассчитывайте на то, что я выдам вам эти фамилии. Одобрить это решение должны главы государств и правительств, что произойдет, как вам известно, в ближайшие дни.

Вы правильно заметили, что Лиссабонский договор, прежде всего, обеспечивает ЕС соответствующими институциями для его успешного функционирования в расширенном формате. Но политическая реальность внутри ЕС не позволяет сейчас рассматривать новые перспективы расширения вне тех, которые уже предусмотрены. Ни Украина, ни ЕС, сегодня к этому не готовы. Необходимо время, которым Украина воспользуется, чтобы продолжить введение реформ и развить отношения привилегированного партнерства, которые мы ей предложили, и которые должны, я надеюсь, позволить ей укрепить свою независимость и безопасность.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ