«Мы думаем, что НАТО следует помогать украинским реформам, даже если их результаты не сразу же очевидны. Было бы неправильно отказаться от наших целей или наших обязательств в отношении Украины», — так заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, выступая на весенней сессии министров НАТО, закончившейся в Будапеште. Немало времени на встрече было уделено отношениям Североатлантического альянса с Украиной и Россией — двумя наибольшими восточными соседками НАТО.
Альянс, не комментирующий внутреннюю ситуацию в Украине, но, надо думать, прекрасно осведомленный о ней из надежных источников, тем не менее не устает повторять, что готов помогать реформам, демократизации, прогрессу et cetera. Об этом гласит и коммюнике, принятое в Будапеште. Говорят, правда, что в документе со стороны НАТО предполагалось выразить озабоченность ходом реформ в Украине, но благодаря кулуарным маневрам, формулировку сменили. В итоге вышло привычное «поощряем Украину в предпринятии конкретных шагов в процессе реформ».
По информации украинского министра иностранных дел Анатолия Зленко, Украина сегодня занимает 1-е место в Европе и 7-е место в мире по количеству контингента, задействованного в миротворческих операциях. «Я думаю, что это признание. К нам идут все время приглашения. Речь идет о возможности расширения миротворческих операций»,— заметил министр Зленко.
Честно говоря, натовцев и представителей масс-медиа на будапештской встрече куда больше интересовала Россия, чем Украина. Пресс-конференция Генсека НАТО лорда Джорджа Робертсона и Анатолия Зленко собрала лишь с десяток журналистов. Может, их было бы больше, если бы пресс-конференция не состоялась под занавес встречи. А вот заседание совместного совета НАТО — Россия, выступление российского министра иностранных дел Игоря Иванова приковало внимание абсолютно всех присутствующих журналистов — а значит, сообщения об этом были растиражированы по всей планете. Сегодня, более чем через 10 лет после окончания «холодной войны», Москва и НАТО вряд ли могут называться друзьями — однако старательно демонстрируют, что все лучше понимают друг друга. Первая половина 2001 года охарактеризовалась оттепелью в их отношениях. О потеплении судят и по все более дружественным заявлениям натовских и российских руководителей, и по конкретным делам. Среди них — открытие в феврале этого года информационного центра НАТО в Москве, но прежде всего — совместное участие контингентов в миротворческих операциях в Боснии, Герцеговине и Косово. «Мы пришли к выводу, что сотрудничество НАТО и России является исключительно важным для Балкан, — заявил лорд Джордж Робертсон. — Наша дискуссия с россиянами продемонстрировала, что диалог России и НАТО укрепляется, но в то же время показала, насколько сложным и хрупким является мир».
Однако для России все еще болезненными остаются разговоры о дальнейшем расширении НАТО, которые, как предполагается, обретут конкретные измерения после саммита НАТО через полтора года..