Довольно неожиданный оборот получило развитие ситуации вокруг высылки журналиста британской Guardian Люка Хардинга из России. Сначала ему запретили въезжать в Россию, а потом буквально в течение суток запрет сняли. Как сообщил сам журналист, в минувший понедельник при проверке документов в московском аэропорту его отвели в камеру и заперли. Там Хардинг провел 45 минут, после чего его посадили на обратный рейс; паспорт ему вернули только в салоне самолета, а российская виза, действительная до мая 2011 года, была аннулирована. Власти не объяснили британскому журналисту, почему его не пускают в Россию, но сотрудник Федеральной пограничной службы, входящей в состав ФСБ, сказал: «Для вас Россия закрыта», — сообщила Guardian.
Редакция газеты сразу же обратилась в Министерство иностранных дел Великобритании, глава которого Уильям Хейг в этой связи в понедельник вечером говорил по телефону со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. «Это явно очень тревожное развитие событий, оказывающее серьезное влияние на свободу прессы, — заявил главный редактор Guardian Алан Расбриджер. — Очень беспокоит, что российское правительство выгоняет репортеров, которые ему не нравятся. Обращение с журналистами в России, как с иностранными, так и с местными, вызывает большую озабоченность.»
Характерно, что поначалу российские власти так и не объяснили причины высылки британского журналиста, который работал корреспондентом Guardian в Москве в течение четырех последних лет. И лишь во вторник МИД России объяснило данные действия тем, что Хардинг «допустил целый ряд нарушений правил работы иностранных корреспондентов», в частности, выехал из Москвы в Лондон по своим делам, не получив выписанное ему удостоверение иностранного корреспондента, хотя и знал о необходимости сделать это. Эту версию повторил в интервью Би-Би-Си и глава российского МИДа Сергей Лавров, который при этом сказал, что британский журналист может исправить ситуацию и вернуться в Москву, если приведет в порядок свои документы.
Сам же Хардинг считает, что заявление Министерства иностранных дел не имеет под собой оснований. «У меня была действительная российская виза до 31 мая 2011 года. Я уехал из Москвы в конце ноября на задание в Лондон. Если бы меня не депортировали в субботу, я бы появился в департаменте информации и печати МИД в Москве и забрал свое удостоверение», — цитирует его слова РИА Новости. Редакция Guardian также выразила разочарование заявлением МИД РФ и заявила, что так и не получила «адекватного объяснения» причин высылки своего корреспондента, назвав неполучение им пресс-карты «явно неправдоподобной причиной» задержания его в аэропорту и отказа во въезде в Россию.
Во вторник за Хардинга заступился британский Национальный профсоюз журналистов. «Выдворение из России Люка Хардинга — это жуткое напоминание о том, что пламя свободной прессы весьма хрупко и уязвимо для режимов, которые не слишком уважают демократию и право людей знать, что делается от их имени», — заявил генсек организации Джереми Диар.
«День» попросил заместителя главного редактора газеты «Время новостей» Семена НОВОПРУДСКОГО прокомментировать, чем вызвана такая быстрая смена позиции российских властей относительно британского журналиста.
— Это история вообще показательна. Проблема в том, что этот журналист не писал ничего такого, чего не писали бы другие журналисты и другие СМИ о России. На самом деле было понятно, что нет никаких чисто профессиональных оснований высылать журналиста. Можно было бы даже предположить, что его захотят, например, обвинить в шпионаже. Это, по крайней мере, было бы хоть как-то объяснимо. Но, когда выясняется, что вообще нет никаких обвинений против этого человека, а МИД РФ сначала весь день говорит, что мы вообще ничего не знаем, почему его выслали. А к концу дня резко говорят: ой, он, оказывается, забыл оформить удостоверение и нарушил какие-то правила 1994 года. Это признак грубого непрофессионализма российских властей, которые, на самом деле, живут, с одной стороны, в логике холодной войны, которая, к сожалению, очень сильна в менталитете российской элиты. А с другой — власти понимают, что в самой российской элиты есть очень тесные личные связи с Западом, счета, недвижимость, желание крупнейших российских компаний свой капитал разбавить капиталом западных компаний, чтобы его легализовать. Естественно, идти на сильный скандал вроде бы тоже не хочется. И такая двойственность очень сказывается на этой политике. Это просто большая глупость.
Такая быстрая смена позиции российских властей объясняется отчасти большим резонансом. Я думаю, что они просто оценили последствия и решили, что издержки такого решения являются проявлением антизападной позиции, которая время от времени в российской власти в разных формах проявляется. Разрешение этой ситуации можно рассматривать как признак того, что у российских властей хватает ума быстро исправить очевидную глупость, которая эту власть явным образом дискредитирует.