Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Борьба c коррупцией в Италии:

выиграли битву. Но не войну
7 апреля, 2006 - 19:38
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Коррумпированные высокопоставленные чиновники и государственные служащие существуют во всем мире. Взяточничество является довольно обычным делом, однако острота этой проблемы проявляется в разных странах по- разному. Обычно коррупция незаконна и всегда неэтична. Но с чисто экономических расчетов людям выгодно платить больше за такие правительственные услуги ради достижения успеха в собственном деле. Иными словами, это срабатывает подобно одному из дополнительных налогов на частных людей или предприятия. Разница заключается только в том, что заблаговременно трудно определить точную величину этого налога, и к тому же взятки искажают схему правительственной деятельности по перераспределению прибыли. Оплаченные в денежной форме взятки непременно окажутся в карманах политиков и государственных служащих. Таким образом, не могут иметь место парламентерские дебаты относительно альтернативных ассигнований — к примеру, субсидий для инвалидов или сирот. Как только стала понятна экономическая природа взяток — как разновидности налога — важно выяснить величину этого налога и то, как его получают.

Одно дело, если для выполнения государственных строительных работ на сумму 1 млн. евро, предприятие платит взятку размером 30 тыс. евро. И совсем другое дело, если за получение контракта требуют не менее 200 тыс. евро. Для общественности также одно дело, когда взятку берут для ускорения работ и их завершения. И совсем другое, когда деньги берут, но мало или даже совсем не уделяют внимания выполнению указанных в контракте услуг или работ. Подобное явление возникает, если взятка для государственных служащих и политиков стала главной и, возможно, даже единственной целью деятельности. Налогоплательщик просто перестает больше платить, чтобы определенные работы были сделаны и начинает разбрасывать деньги на объекты, которые никогда не будут завершены. Потому что чем дольше они остаются незаконченными, тем больше взяток может быть получено от фирм. Это случилось в Италии в 1970-е и 1980-е годы перед началом знаменитой кампании Mani Pulite («Чистые руки»).

Как всегда бывает со всеохватывающим социальным явлением, тенденция, которой не оказывается эффективное сопротивление, набирает силу. Препятствием для коррупции является поведение общества, юридическая система и законы. Если общество не считает взятки недостойным поведением, оно не поможет выяснить, кто берет взятки, а кто — нет.

Если юридическая система не является достаточно независимой, государственные прокуроры не будут склонны принимать меры против коррумпированных высокопоставленных должностных лиц, а судьи — выносить обвинительные приговоры. Если законы несовершенны, то может оказаться сложным доказать вину обвиненных. Большинство итальянских граждан считало взяточничество злом, но значительная часть не разделяла этого мнения. Речь идет о профессиональных политиках, многих государственных служащих и тех, кто предоставлял правительству товары и услуги.

Взяточничество стало всеобщим явлением. В результате возникла ситуация, в которой стало почти невозможно определить, называлось преступление взяточничеством (определенным как инициатива дать взятку высокопоставленному чиновнику или государственному служащему) или вымогательством (требовать от кого-то платить за что-то, что государственный служащий должен выполнять по своей должности).

Появилась новая фраза «dazione ambientale», которая приблизительно переводится как «плата за окружающую среду». Она означала, что бизнесмен знал, что он вынужден платить взятку, а политик, конечно, ожидал этой платы как очевидного факта. Не имело значения, кто был инициатором. Фактически, инициатором может быть любая сторона. Но в суде это будет иметь значение.

Причины такого скверного положения вещей имеют глубокие корни в итальянской политической системе. В частности, действовал зловещий «К-фактор» («К» обозначает коммунизм). Завершение второй мировой войны принесло в Италию парламентскую демократию, а также появление самой большой коммунистической партии на Западе (в пик своего развития она получала 34% голосов избирателей). Другие партии не хотели видеть компартию в правительстве, США тоже не приветствовали подобного развития событий.

Если возникала потребность, некоммунистические партии сомкнули свои ряды, дабы не допустить компартию к власти. В результате самая большая партия Христианских демократов правила 45 лет, не боясь оппозиции. Не существовало смены партий в политической системе: оппозиция никогда не возглавляла правительство.

Такого ограждения не было против коммунистов на выборах в местные органы власти. Три основные партии: Христианские демократы, компартия и социалисты правили там в различных комбинациях. Но опять же, почти полностью отсутствовала смена партий. Правящие партии смогли организовать систему получения взяток. А чтобы оппозиционные партии не протестовали, им давали часть коррупционной взятки. Поэтому все партии, которые могли заручиться поддержкой в народе, могли рассчитывать на кусок.

Простые итальянцы начали быстро разочаровываться в политической системе. Со временем разрыв между обществом и политическими кругами стал пропастью. В результате изменились социальные настроения, которые в конце концов вызвали реакцию, когда группа миланских государственных прокуроров начала ловить политиков на горячем и обвинять в коррупции. Через несколько лет поток обвинений становился все больше, и прокуроры обрели популярность, ставшую неслыханной в 1980-е, когда отважного и смелого прокурора легко могла остановить тогдашняя власть.

Один из «героев» операции «Чистые руки» Антонио ди Пъетро стал всемирной знаменитостью и теперь является лидером небольшой партии, принимающей участие на выборах в эти выходные.

Антикоррупционная кампания «Чистые руки» в конце концов натолкнулась на трудности и захлебнулась. Кто- то указал на то, что прокуроры сами нарушили некоторые основные гарантии, слишком часто прибегая к досудебному заключению, чтобы получить информацию у обвиняемых. Получение взяток политиками стало более разумным, поскольку возник риск быть пойманным на горячем и осужденным.

Однако осталось наследство. Запланированные общественные работы определены и начались, но не закончились. Кампания «Чистые руки» выиграла серьезную битву. Но, к сожалению, не войну. Поскольку война с коррупцией не может быть выигранной за один раз и навсегда.

Паоло БРЕРА — Итальянский журналист из Милана работает для газет La Padania, Viator и Il Corriere del Ticino

Паоло БРЕРА, специально для «Дня».
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ