Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Бойтесь данайцев...»

Какую цену заплатит Грузия за возвращение Цхинвали?
20 декабря, 2005 - 19:30

Спустя два года после революции роз стремление новых властей Грузии восстановить территориальную целостность страны, на первый взгляд, начинает приносить плоды. После нескольких опасных периодов, когда «размороженный» конфликт в Южной Осетии, казалось, угрожал перерасти в вооруженное противостояние, де-факто власти самопровозглашенной республики изъявили желание пойти на компромисс.

На недавнем саммите ОБСЕ в Любляне министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Москва поддерживает грузинский план урегулирования конфликта с Южной Осетией, равно как и «план Ющенко» про Приднестровью. Ряд российских обозревателей расценили это как «сдачу» Москвой режима южноосетинского лидера Эдуарда Кокойты. На прошлой же неделе сам де-факто президент Южной Осетии — естественно, с подачи России — выступил с инициативой разработки совместного плана урегулирования конфликта. Свое обращение лидер Южной Осетии направил президентам Грузии, России, а также стран-членов ОБСЕ. В целом озвученные Кокойты предложения повторяют последние мирные инициативы грузинских властей.

В Тбилиси изначально говорили о том, что вернуть в состав страны Южную Осетию будет проще, чем Абхазию. План грузинского правительства предусматривает, в частности, выплату населению Южной Осетии задолженности по пенсиям; возвращение всех лиц, покинувших Грузию в результате конфликта и предоставление им финансовой помощи; задействование закона имущественной реституции в отношении пострадавших в 1990—1992 гг; гарантию образования на осетинском языке; финансирование осетинских СМИ из государственного бюджета Грузии. Предполагается, что главу и парламент Южной Осетии будут избирать жители региона на основе всеобщих выборов. Также идет речь о представительстве Южной Осетии во всех ветвях власти Грузии.

Основные положения обрисованного Кокойты компромисса действительно отвечают духу и букве «плана Саакашвили». Однако есть и разногласия. Лидер Южной Осетии предлагает ведущую роль в подготовке программы возложить на Смешанную контрольную комиссию (СКК), в которой сегодня представлены североосетинская, южноосетинская, российская и грузинская стороны. К 1 марта рабочая группа, созданная в рамках СКК, должна представить вариант совместного плана для окончательного одобрения, сообщает Civil.ge. Однако если грузинская сторона требует расширения формата переговоров с подключением к мирному процессу представителей США, ЕС и ОБСЕ, то де-факто власти Южной Осетии настаивают на сохранении существующего формата. Лидер грузинской парламентской фракции «Демократический фронт» Давид ЗУРАБИШВИЛИ в беседе с корреспондентом «Дня» отметил, что «такой формат СКК — «трое против одного» — был принят тогда, когда Грузия находилась в очень тяжелом положении, и утвержден практически под давлением России».

Резонансное заявление Эдуарда Кокойты было распространено в то время, когда в Цхинвали находился сопредседатель СКК с российской стороны, посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Кеняйкин. Российский дипломат в интервью грузинской телекомпании «Мзе» приветствовал предложение о разработке совместного плана, назвав эту инициативу «новым подходом».

Оптимисты готовы радоваться: неужели новый, «прагматичный, предсказуемый и последовательный» подход к отношениям с Россией, о необходимости которого заявляли представители новых грузинских властей, приносит результаты? Неужели Россия готова, наконец, решить проблему Южной Осетии, посодействовав восстановлению территориальной целостности Грузии? В Москве учли, чем чреваты «замороженные конфликты» на де-юре нероссийском Кавказе для взрывоопасных кавказских территорий самой России?

По мнению Давида Зурабишвили, свою роль сыграла активизация международного диалога. «Много организаций, европейских структур подключились к решению как проблемы Приднестровья, так и конфликтов на Южном Кавказе, очень активизировались США», — говорит депутат. Напомним, что 1—2 декабря с участием президентов девяти государств в Киеве состоялся учредительный форум Сообщества демократического выбора. В принятой на нем декларации страны Балто- Черноморско-Каспийского региона, в частности, заявили о стремлении к «Европе без разделительных линий, нарушений прав человека, «замороженных» конфликтов или какого-либо духа конфронтации».

В то же время скептики отмечают, что поддержка как «плана Ющенко» по Приднестровью, так и грузинского плана по Южной Осетии была высказана на фоне стремлений повысить цену на газ для Грузии, Украины и Молдовы. «Газпром» выступает в роли «плохого следователя», а «хорошим следователем» стал глава МИД РФ Сергей Лавров, поддерживающий инициативы Ющенко и Саакашвили по «замороженным» конфликтам? По мнению Давида Зурабишвили, «российское руководство из-за большого международного внимания к проблеме решило поменять тактику». «В общих чертах говорится о поддержке грузинского плана — но когда дойдет до деталей, в которых, как говорят, скрывается дьявол, могут возникнуть непреодолимые противоречия. Россия старается сделать хорошую мину при плохой игре: на словах поддерживает нас, но еще посмотрим, как будет осуществляться эта поддержка, — говорит депутат. — В конце концов, Москва ведь никогда не говорила, что не поддерживает территориальной целостности Грузии, но она делает все для того, чтобы сохранить статус-кво и свое влияние в Южной Осетии и Абхазии. Эти регионы практически находятся под контролем России: там российские деньги, в правительствах сепаратистов сидят российские граждане, о чем они открыто говорят».

По мнению ряда украинских экспертов, в данном случае Россия решила пойти по принципу: «Если ты не можешь с чем- то бороться, надо его возглавить». Аналитики полагают, что «сдав» Южную Осетию, Москва способна заложить столько бомб замедленного действия, что в будущем Грузия не оберется проблем. Давид Зурабишвили придерживается другого мнения. «Я не думаю, что бомба замедленного действия будет в самой формуле политического урегулирования, в новом статусе Южной Осетии. Я опасаюсь, что «торговля» с Россией на этот счет обязательно потребует очень весомых уступок. Может быть, от нас потребуют, чтобы мы не входили в НАТО, чтобы на нашей территории не было военных баз, — предполагает парламентарий. — Очень симптоматично было, что в прошлом году, когда обострилась ситуация в Цхинвали и также шли переговоры с Россией, практически как решение вопроса нам преподносили идею продажи «Газпрому» стратегического газопровода, который идет через Грузию в Армению. Инициативу продажи возглавлял наш тогдашний министр экономики г-н Бендукидзе. США откровенно выступили против этого, даже специальный представитель администрации США приезжал в Грузию. После визита в Тбилиси президента Буша в мае этого года этот вопрос был снят. Львиная доля средств, которые Грузия получает по американской программе «Миллениум», должна пойти на реабилитацию этого газопровода. Меня лично настораживает то, что представители грузинских властей опять начали разговор о каком-то совместном с «Газпромом» концерне. Может быть, это связанно именно с «торговлей» по Южной Осетии. Стремление любой ценой поднять грузинский флаг в Цхинвали может привести к тому, что в стратегических вопросах мы пойдем на очень нежелательные уступки».

Комментируя перспективы повышения цен на газ, Давид Зурабишвили говорит, что «независимость имеет свою цену». «Мы должны быть готовы к тому, что цены на газ не будут льготными. Другое дело, что для пока еще очень слабой грузинской экономики это будет тяжелым грузом. Но думаю, правительство сможет компенсировать этот груз за счет растущего бюджета. После революции он вырос в четыре раза, но очень много средств уходит на строительство фонтанов, детских каруселей и т.д. — это, конечно, хорошо, но есть и более важные задачи. Одной из них могло бы стать временное компенсирование населению ущерба, который принесет рост цен на газ, — полагает парламентарий. — В следующем году мы сможем это компенсировать. Но ресурс тех мер улучшения бюджетной дисциплины, которые задействованы сейчас, очень ограничен, и через год, если не будет разумной экономической политики, развития бизнеса, прозрачных правил игры, призванных не «выжимать» предпринимателей, а создавать для них условия, не отпугивать, а привлекать иностранных инвесторов, — рост цен на газ приведет к экономическому кризису и тяжелым последствиям».

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ