Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Будет ли результат от «очень конкретного» разговора с Путиным

В Ханчжоу западные лидеры предложили в ближайшее время провести саммит между Германией, Францией, Россией и Украиной. Кремль определяется
5 сентября, 2016 - 18:58
ФОТО РЕЙТЕР

Похоже, что во время саммита G20, который проходил 4—5 сентября в китайском городе Ханчжоу, России не удалось окончательно «похоронить» «нормандский формат». Напомним, месяц назад планировалось, что встреча глав государств «нормандского формата» состоится на полях этого саммита. И об этом в частности 8 августа в Баку заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Однако через два дня российский президент Владимир Путин, обвинив Украину в надуманном «терроре» на крымском полуострове, заявил, что в этих условиях встречаться в «нормандском формате», тем более в Китае, нет смысла. Кстати, последняя встреча лидеров стран «нормандской четверки», на которой обсуждали выполнение минских договоренностей, состоялась в октябре прошлого года в Париже.

Вместе с тем известно, что хозяин Кремля хотел встретиться с лидерами Франции и Германии вместе в суженном формате, чтобы обсудить украинский вопрос за спиной Украины. Однако на такой формат не согласились ни Меркель, ни Олланд. Они оба провели отдельные встречи с Путиным, в которых отметили необходимость возобновления «нормандского формата».

В частности, после встречи с российским лидером французский президент написал вчера на своей странице в социальной сети Facebook: «Мы пришли к согласию организовать на следующих неделях встречу на наивысшем уровне между Германией, Францией, Россией и Украиной». При этом Олланд отметил, что относительно Украины речь идет о последующем воплощении минского процесса, улучшении ситуации с безопасностью на Донбассе, а также о стимулировании доверия между сторонами конфликта.

По сообщению dpa, в ходе отдельной двухчасовой встречи с Путиным канцлер Германии Ангела Меркель обсуждала ситуацию на востоке Украины и «очень конкретно» говорила о том, каким образом можно продолжить минские процессы.

Вчера в ходе полуторачасовой встречи, которая проходила дольше, чем планировалось, тему Сирии и главным образом Украины с Путиным обсудил президент США Барак Обама. Об этом в комментарии Интерфакс сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, Россия еще не определилась относительно вопроса своего участия в возможном саммите «нормандского формата». Отвечая на вопрос о возможности такой встречи, Песков сказал: «Нужно выполнить еще немало работы перед тем, как окончательно определиться».

Между тем американская сторона никак не прокомментировала результаты этой последней встречи двух лидеров в рамках G20.

Из всех переговоров между мировыми лидерами, которые состоялись в Ханчжоу, наиболее позитивным для Украины является заявление Обамы во время пресс-конференции с британским премьером Терезой Мэй, что обе страны являются союзниками в НАТО и «воспринимают мир одинаковым образом и продолжат оказывать сопротивление российской агрессии в Украине».

«ЛЮБЫЕ ВСТРЕЧИ В «НОРМАНДСКОМ ФОРМАТЕ» И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ ДОЛЖНЫ СПОСОБСТВОВАТЬ ПРЕКРАЩЕНИЮ РОССИЙСКОЙ АГРЕССИИ»

Алексей МАКЕЕВ, директор Департамента политики и коммуникаций МИД Украины, Киев:

— Оценку результатов саммита и в частности переговоров на полях саммита с российским лидером мы можем давать, когда поговорим с нашими коллегами и когда они расскажут, какие там состоялись договоренности. Мы не можем комментировать то, что давалось в прессу или публикуется сейчас в СМИ. Нам нужно знать предмет переговоров, а не руководствоваться только заявлениями.

Могу только отметить, что «нормандский формат» является единственным форматом урегулирования украинско-российского конфликта. И украинская сторона всегда настаивала на том, что этот формат важен, и что встречи в этом формате на уровне министров иностранных дел, президентов должны способствовать окончательному разрешению конфликта и прекращению российской агрессии. Конечно, любые встречи в «нормандском формате» и их результаты должны способствовать прекращению российской агрессии. Поэтому украинская сторона будет готова принимать участие в таких встречах с ориентацией именно на такой результат.

«НА САМОМ ДЕЛЕ НЕТ НИ ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ В СТОРОНУ «НОРМАНДСКОГО ФОРМАТА»

Ролан ФРОЙДЕНШТАЙН, заместитель директора Центра Мартенса, Брюссель:

— Я считаю, что на самом деле нет ни одного движения в сторону «нормандского формата». Олланд может говорить что угодно, но Путин благодаря своему летнему театру дал четко понять, что не будет сотрудничества со стороны России. Китай получил некоторое предупреждение относительно территориального спора в Южно-Китайском море, но он не меняет свою позицию. Великобритания получила предостережение от Китая и Японии относительно Brexit (выступая за мягкий Brexit), и мы увидим, повлияет ли это как-то на нее и Торi. Иными словами — на этом саммите ничего не было нового!

Я не знаю о деталях встречи Обамы с Путиным, но выглядит это так, как классическая дымовая завеса Кремля. Они говорят, что готовы разговаривать, но в действительности не собираются что-то делать. Таково мое прочтение ситуации, которое основывается на прошлом опыте. Но я хотел бы быть удивленным...

«ПОКА ЕС НЕ НАЧНЕТ ТРЕЗВО ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ ОТНОСИТЕЛЬНО РОССИИ, ЭТА АБСУРДНАЯ СИТУАЦИЯ БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ»

Андреас УМЛАНД, немецкий политолог, Берлин:

— Результаты такого рода саммитов часто определяются их подготовкой или предыдущими событиями. Сигналы к саммиту не были ободрительными, а ожидания были еще меньшими. Ощутимые результаты могут быть достигнуты, если в Москве произойдет изменение главных политических приоритетов. А для этого нужно больше экономического давления со стороны Запада на Россию до начала переговоров. А когда политический риск последующего экономического спада станет больше, чем внутренние политические выгоды от символических успехов в Украине и Сирии, Москва начнет искать выход со спасением лица из военного привлечения на Донбассе и сирийской гражданской войны. Продолжение Евросоюзом огромных объемов импорта российской нефти на фоне огромных затрат и рисков российской военной интервенции в Украине и Сирии выглядит для ЕС непоследовательным, если не странным. Учитывая большую долю поступлений в российский бюджет от экспорта нефти, ЕС непрямо софинансирует всяческую «жесткую» и «мягкую» политику России, которая направлена на подрыв Запада.

Пока ЕС не начнет трезво обсуждать и определять свои интересы относительно России, эта абсурдная ситуация будет продолжаться, несмотря на то, какие дипломатические усилия Германия, США, Франция или другие игроки будут прикладывать.

«НРАВИТСЯ НАМ «НОРМАНДСКИЙ ФОРМАТ» ИЛИ НЕТ, НО ЕГО НАЛИЧИЕ ЛУЧШЕ ПОЛНОГО ОТСУТСТВИЯ»

Николай КАПИТОНЕНКО, исполнительный директор Центра исследования международных отношений, Киев:

— Результаты саммита были предсказуемыми: как G7, так и G20 — это форумы для обсуждения важных текущих вопросов, а не принятия судьбоносных решений. В фокусе внимания была не Украина, а проблемы глобальной экономики и климата — тоже достаточно традиционное меню таких мероприятий последних лет. Беседы, в которых Украина затрагивалась, фактически воспроизводили официальную риторику Вашингтона и европейских столиц последнего времени. Запад хочет стабильности и видит путь к ней через Минский формат; Россия пытается настоять на своем; а Китай думает, как извлечь из ситуации максимум пользы. Это — высшая лига мировой политики, и Украина для большинства игроков является инструментом, поводом или — в лучшем случае — абстрактным принципом. Настоять на собственном видении ситуации и ее решения — даже если бы оно у нас было — конкретно на этом саммите не получилось бы. Но у нас остаются работающие форматы. Нравится нам «нормандский формат» или нет, но его наличие лучше полного отсутствия. Мы можем позволить говорить дипломатам при пушках, которые, хоть и не молчат полностью, но могут стрелять значительно громче. Сложившийся кризис не решить простыми путями. Давление на Москву вряд ли будет более сильным, чем оно есть сегодня; а вот ослабеть имеет все шансы. И нам лучше исходить именно из таких реалий. Если мы хотим хотя бы частично восстановить территориальную целостность с возвращением Донбасса — альтернативы продолжению медленной и пошаговой работы в рамках Минска или его замены — нет.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ