По мере попыток ХАМАСа сформировать правительство на палестинских территориях, он, казалось бы, хватается скорее за библейские стихи из книги Экклезиаста, чем за пожелания «квартета» переговорщиков (Соединенные Штаты, Россия, Европейский Союз и ООН), на который возлагается ответственность попытаться соединить израильско-палестинский разрыв. «Всему есть причина, и каждой цели свое время под небесами», — это выражение соответствует сегодняшним намерениям партии ХАМАС, потому что ее приоритеты и временные рамки отличаются от приоритетов и временных рамок международного сообщества, которое оказывает на нее давление, чтобы она сделала незамедлительные политические заявления и, что важнее всего, чтобы признала право Израиля на существование.
ХАМАС понимает политические обязательства, которые ей придется взять на себя, чтобы ее полностью приняли в мировом сообществе, но ее лидеры предпочитают подождать до тех пор, пока они получат все полномочия, перед тем, как приступят к анализу этих вопросов. Кроме того, ХАМАС, как и большинство палестинцев, пытается определить лучший путь вперед в мирном процессе. В их глазах текущий процесс принес годы бездействия в переговорах, допуская непрерывную оккупацию и воровство палестинских земель.
В качестве примера лидеры партии ХАМАС обращают внимание на то, что в прошлом году, при правящем умеренном Махмуде Аббасе, израильтяне даже не вели с ним переговоры. Так что, с их точки зрения, Израиль не спешит вести переговоры с любой палестинской властью, независимо от того, признает ли она право Израиля на существование или нет.
Вместо этого недавно избранные лидеры партии ХАМАС озабочены основными вопросами, такими как: сохранение внутреннего единства среди палестинцев, конец беззакония, обеспечение большего уважения к власти закона, борьба с коррупцией и преобразование палестинского управления. Большинство палестинцев полностью согласны с этими приоритетами.
Действительно, последний опрос общественного мнения среди палестинцев показывает, что 73% населения чувствует себя в такой же, или даже большей, безопасности, чем до выборов. Из 709 наугад выбранных опрошенных палестинцев 30% сказали, что они надеются на то, что новое правительство партии ХАМАС разберется с коррупцией. 22% опрошенных сказали, что они надеются, что Исмаил Ханийя, назначенный ХАМАСом премьер-министром, прекратит хаос в палестинских городах и обеспечит внутреннюю безопасность и власть закона. Почти каждый пятый респондент надеялся, что будут приняты меры для решения проблемы безработицы.
Ирония заключается в том, что в то время, когда большинство палестинцев проголосовали за передачу власти религиозному движению, только один процент из опрошенных сказал, что приоритет партии ХАМАС должен состоять в том, чтобы обеспечить выполнение исламского закона в Палестине.
В то время как опрос показал, что 73% палестинцев все еще безгранично поддерживают заключение мирного соглашения с Израилем, они не уверены, что заключение какого-либо соглашения вообще возможно в скором будущем. 11% опрошенных сказали, что проблема заключенных должна стать самым важным приоритетом для нового правительства. Это почти в два раза превышает количество тех, кто сказал, что мирное урегулирование с Израилем должно быть основным приоритетом. Более 8000 палестинцев находятся в израильских тюрьмах, многие без предъявления обвинений или без судебного процесса. Однако 62% палестинцев сказали, что они считают, что ХАМАС должен изменить свою позицию относительно признания Израиля.
Такой международной сверхдержаве, как США, или региональной, как Израиль, трудно понять, что группа или нация осмеливается иметь приоритеты, отличные от их собственных. Но палестинцы на протяжении нескольких лет показали, что они — гордый народ, который не уступит только потому, что другая сторона является более мощной в военном и политическом отношении.
В любом случае ХАМАС нельзя обвинить в том, что он использует стремление Америки к демократии для достижения народных целей. В конце концов, любой, кто хочет быть избранным на второй срок, должен уделить первостепенное значение потребностям своего собственного народа, а не обязательно требованиям международного сообщества. Только когда избранные представители займутся решением ежедневных проблем, которые стоят перед их людьми, они смогут начинать вести внешние переговоры.
Ясно то, что ХАМАС и палестинцы хотят положить конец 38-летней израильской оккупации, и что навязывание палестинцам тех же планов, которые п ринимала ООП, не будет эффективным. Если Израиль и международное сообщество неподдельно серьезны в отношении прекращения оккупации, то ХАМАС будет сотрудничать.
В то время как ХАМАС должен быть сговорчивым, отвечая на законные требования международного сообщества, международное сообщество обязано предоставить эффективную дорожную карту для создания мира. Как только палестинцы убедятся в том, что существует возможность для построения подлинного мира и независимости, они заставят ХАМАС действовать в соответствии с ней или выберут партию, которая будет это делать.
Безусловно, международному сообществу никогда не хватало политической воли для того, чтобы заставить Израиль измениться. На данный момент и до тех пор, пока такая воля не появится, мир должен дать партии ХАМАС время на то, чтобы заняться повседневными нуждами палестинцев. Как только появится возможность провести серьезные переговоры, ХАМАС, который улучшил жизни простых палестинцев, будет в более благоприятном положении для ведения переговоров, необходимых для исторического компромисса.
Дауд КУТТАБ — директор Института современных средств информации в университете Аль-Кадс в Рамалле