Автора «Пепла и брильянта».
Режиссера, который дал рождение «польской школе кинематографа» и «кино морального беспокойства».
Неровного, но всегда страстного художника.
Бойца, который не боялся бросать прямой вызов жестокой диктатуре.
Друга Украины.
Кажется, он был бойцом по самой своей природе. Его отец, офицер Войска Польского, погиб в Катыни. В подростковом возрасте сам Анджей был связным Армии Краевой в Радоме и Варшаве. Уже его дебют — «Поколение» (1955) — положил начало так называемой «польской школе кино». Следующие картины, «Канал» (1957) и «Пепел и брильянт» (1958), которые давали правдивые образы Второй мировой и послевоенного времени в Польше, стали настоящими сенсациями и получили призы на Каннском и Венецианском кинофестивалях. Ну а «Человек из мрамора» (1975) и «Человек из железа» (1981) являются прямыми пощечинами коммунистический системе.
Художественная и общественная честность всегда были для Вайды основой, не имеет значения, снимал он политические или военные драмы, комедии или экранизации произведений классической литературы. Не изменил он этому внутреннему камертону и в «Катыни» (2007), которую он приехал представлять в Киев. Этот визит лично для меня стал одним из самых сильных кинематографических впечатлений. Среди прочего, пан Анджей сказал тогда мудрые, точные слова о том, как, по его мнению, нужно осознавать тяжелые и неоднозначные страницы истории:
— В Москве во время премьеры «Катыни» произошла небывалая и трогательная вещь. Один из зрителей после просмотра попросил зал, в котором было 450 человек, встать и помянуть минутой молчания павших в Катыни. И весь зал встал. Это еще раз доказывает то, что мы должны были показать фильм там. Бесспорно, разное восприятие будет, и мы готовы к этому. Ведь целью создания фильма является дискуссия. И эта дискуссия продолжается в печати, в разных воспоминаниях, в открытии материалов об этом преступлении. Другой нашей целью было также обсуждение в сфере искусства, мы стремились положить начало именно художественной рефлексии относительно всех тех событий: это могло бы способствовать тому, чтобы мы смирились с ними и в какой-то степени приняли это в свое сердце.
Светлая память.
СПРАВКА «Дня»
Анджей Вайда (1926—2016 гг.) — известный польский режиссер театра и кино, сценарист. Его кинодебютом стал фильм «Поколение». Известность режиссер получил благодаря картине «Канал» (1957), удостоившемуся ряда премий, в том числе специального приза Каннского кинофестиваля. Другие знаменитые фильмы А.Вайды — «Пепел и алмаз» (1958), «Сибирская леди Макбет» (1961), «Пилат и другие» (1971), «Бесы» (1988), «Пан Тадеуш»(1999), «Катынь» (2007), «Аир» (2009), «Валенса. Человек из надежды» (2013). Режиссер удостоен премий «Сезар» (1982), «Оскар» (2000), а также многочисленных наград Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей.
Вайда был председателем Союза польских кинематографистов (1977—1982), художественным руководителем кинообъединения «Х» (1972—1983). В 1980-е годы активно занимался политической деятельностью. В 1997 году избран во Французскую академию на место скончавшегося Феллини. Кавалер орденов Почётного легиона двух степеней. Сенатор польского Сейма (1989—1990), председатель Совета по культуре при президенте (1992—1994). С 2000 года руководил Варшавской киношколой собственного имени. Вайда являлся последовательным антикоммунистом и не скрывал негативных взглядов на СССР.
В конце сентября последний фильм кинорежиссера «Послеобраз» был выдвинут на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».