Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Чернобыль: 25 лет спустя...»

Фотовыставка об украинской атомной катастрофе — на набережной Женевского озера
7 июля, 2010 - 20:22
ФОТО АВТОРА

Девяносто крупномасштабных панно — фотографии города Припять и Чернобыльской зоны размещены на набережной Женевского озера напротив штаб-квартиры Верховного Комиссариата по правам человека. «Чернобыль: 25 лет спустя...» — так решил назвать свою выставку, открывшуюся 5 июля в Женеве, швейцарский фотограф Гийом Брике. Трагическую годовщину мир будет вспоминать 26 апреля следующего года, когда автор планирует показать свою выставку в Хиросиме, Париже, Москве. «Да, прошло уже 24 года со времени чернобыльского взрыва, но это не означает конец ее катастрофических для человечества последствий», — говорит он.

В течение месяца, с 5июля по 5 августа, все гуляющие по набережной в сторону парковой зоны будут неизбежно сталкиваться с фрагментами советской действительности 1986 года, увековеченной взрывом на ЧАЭС. Женевские городские власти оборудовали специальные стенды для проведения подобных выставок на открытом воздухе. «Атомная станция им. Ленина должна была стать символом счастливого будущего для нового человека в новом мире, она была внешним символом мощи и технического прогресса, эмблемой для всей советской России... Чернобыльская катастрофа показала миру открытые двери ядерного ада, и стала частью трагического наследия человечества. Двадцать пять лет спустя предупреждение более чем когда-либо актуально: человек может превратить свою мечту в кошмар» — говориться в официальном послании муниципалитета Женевы по случаю организации этой выставки.

Власти города и кантона Женева не скрывают своих анти-ядерных настроений, открыто призывая к запрещению строительства атомных станций. «Мы хотим, чтобы катастрофа в Чернобыле не была забыта, — говорит бывший мэр Женевы Реми Пагани, — как это не парадоксально, но я лично был затронут этим взрывом. Моей дочери сегодня 25 лет. Я отлично помню, когда нам, молодым родителям, настоятельно советовали покупать молоко только на другой стороне границы, говоря, что радиоактивное облако остановилось на границе с Францией. Какая это была ложь! Вся планета ощутила на себе последствия ядерного взрыва. Сегодня наш долг, долг интернационального города Женева — не забыть. Не забыть эту общечеловеческую катастрофу, не забыть погибших ликвидаторов и тех людей, которые продолжают страдать от полученных доз радиации, не забыть детей с врожденными пороками — последствиями облучения родителей»...

Швейцарский фотограф Гийом Брике дважды побывал в Чернобыльской зоне: в 2008 году, когда в течение месяца он совершал практически ежедневные экскурсы в запретную зону, и совсем недавно, зимой этого года. Не скрывая удивления и негодования, он рассказывает, что в эту зону может пройти любой: « Нет запретов и охраны, люди проникают сюда, проходят по лесу, собирают и забирают интересующие предметы, несущие в себе радиоактивные элементы (!), и вывозят их из зоны. Ежедневно вокруг зоны играют дети, они подбирают металлические детали, остатки конструкций, старые водопроводы для последующей перепродажи». Зная, как сказываются последствия ядерного взрыва на детях, рождающихся с ужасающими врожденными деформациями, фотограф решил не показывать людей: «Ни на одной фотографии вы не увидите людей. Я показываю зрителю планету без людей, усыпальницу, где время остановилось».

Своей выставкой швейцарский фотограф стремиться привлечь внимание общественности к проблемам чернобыльской зоны сегодня. «Женева — особый город, здесь расположены многочисленные международные организации, приезжают массы туристов и иностранных делегаций. Я считаю важным показать то, что происходит сейчас вокруг чернобыльской зоны. Вспомните недавнюю статью в «Пари Матч» о зоне и хищениях в ней. Второй раз, когда я посетил Чернобыль, сразу после президентских выборов в Украине, я своими глазами видел, как различные частные фирмы разрезают на части корабли, которые перевозили песок для засыпания в реакторы станции. Сегодня эти корабли разобраны по частям, металл переплавляется и продается. С другой стороны, существующий над чернобыльским реактором саркофаг был рассчитан на 15, максимум 20 лет. Его постепенное разрушение привело к тому, что сейчас он представляет собой открытый источник ионизирующего излучения, который содержит ядерные материалы. Однако крупномасштабный европейский проект «Большая Арка», который разрабатывается с целью сооружения новой защитной оболочки над существующим саркофагом, не продвинулся за последние два года ни на йоту!»

Лето, солнце, период каникул и отпусков, спокойная водная гладь и знаменитый Женевский фонтан, пятизвездочные отели и комфортабельный отдых. И вдруг, взгляд натыкается на разноликие маски смерти: лицо куклы с закрытыми глазами, забытой впопыхах при эвакуации, заброшенная гостиница с травой в оконных проемах, валяющиеся на полу выцветшие за годы пустоты и ненастий семейные фотографии и детские книжки Агнии Барто, ржавые пустые колыбели и осыпающаяся штукатурка в бывшем роддоме, скелеты подъемных кранов, охраняющие ядерный саркофаг... Ошеломляющий контраст реальной многоцветной окружающей природы и бурной городской жизни с застывшими на фотографиях следами опустошения, заброшенности и смерти вызывает легкий шок. Никто не остается безучастным. Каждый прохожий останавливается. Надписи к фотографиям на семи языках. Память о чернобыльской трагедии жива.

Эмилия НАЗАРЕНКО, Женева, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ