Сержант Дэн Ледбеттер находится в Ираке 15 месяцев. «Осталось еще восемь», — рассказывает он. Стабилизируется ли к тому времени ситуация в стране или нет, парень доподлинно не знает, а вот его миссия, определенная контрактом, закончится точно. Все 15 лет армейского стажа он отдал службе в военно- воздушных силах США. Из них два с половиной года сержант провел на Среднем Востоке, в Кувейте и Ираке.
«Блэк Хок» («Черный ястреб»), на котором ему приходится летать, не обычный боевой вертолет, а специальный. По профессии Дэн военный врач, поэтому входит в состав экипажа «Медэвак» отдельной медицинской роты. Задача «Медэвак» — эвакуация раненых и пострадавших. Медрота сосредоточена на 15-ти крупных военных базах многонационального корпуса «Ирак». Пара вертолетов дислоцируется и на аэродроме Аль-Кута, рядом с украинским контингентом.
— Мы несем круглосуточное дежурство, — рассказывает Дэн Ледбеттер. — Один экипаж — это четыре человека: два пилота, борттехник и военный врач. Они всегда в постоянной боевой готовности. Через пять минут, максимум десять после поступления сигнала наш винтокрылый санитар должен быть в воздухе. Как правило, минут через сорок пострадавший уже в Багдаде, в американском военном госпитале. Конечно, многое зависит от нашей отдаленности от точки боевого столкновения и погодных условий. Но уже через час раненому оказывают квалифицированную помощь опытные профессионалы.
Ледбеттер и его товарищи кочуют по всей стране. Приходилось им спасать людей и в так называемом суннитском треугольнике — Эль-Фаллуджа — Мосул — Багдад. Район, где и до сих пор боевики оказывают ожесточенное сопротивление американцам. Вообще же пилоты «Медэвака» рискуют не меньше, а, возможно и больше, чем простая пехота. Они обязаны забирать раненых, не дожидаясь окончания боя, приземляться в самых очагах конфликта.
— Совсем недавно мы эвакуировали раненых из Аль- Самава, — говорит Дэн. — Подразделение 82-й воздушнодесантной дивизии США было атаковано боевиками прямо в городе. Солдаты заняли круговую оборону, и площадку для приземления нам пришлось выбирать на одной из улиц города — центральной дороге шириной около десяти метров. Пятачок простреливался со всех сторон, повстанцы вели огонь со всех прилегающих домов. Впоследствии мы насчитали более сотни пробоин в корпусе, выковыряли десятки пуль из своей машины.
Сложно садиться в пустынной местности, когда потоком воздуха поднимается сплошная пылевая завеса, ночью. С целью безопасности освещать место приземления, зажигать ориентировочные огни запрещено, поэтому пилоты пользуются исключительно приборами ночного видения. Иногда вертолет проседает в рыхлый грунт и тогда, чтобы не попасть под вращающиеся лопасти винта, военнослужащие, которые транспортируют раненого на носилках, передвигаются по-пластунски.
Несмотря на то, что боевые действия давно закончились, летать пилотам «Медэвака» приходится довольно часто. За 15 месяцев службы в Ираке у сержанта Ледбеттера 115 вылетов. Каждый рейс — это эвакуация 5—6 человек.
— Не всегда среди пациентов только американские солдаты, — говорит сержант. — Мы эвакуировали поляков, словаков, болгар, венгров. Были среди наших пациентов и террористы из «Аль-Каиды», которых мы на поле боя тоже не бросаем. С украинскими солдатами мне, слава Богу, встречаться приходилось только на тренировках. Специальные занятия проводятся один раз в месяц со всеми подразделениями. Ведь каждый миротворец должен знать, как вызывать вертолет «Медэвака», как действовать во время его посадки, как грузить раненого.
Американцы не зря считают авиацию элитным видом вооруженных сил. Ни одна операция в Ираке, в том числе и ее планирование, не проводится без воздушной разведки и поддержки. А пилотов, которые управляют черными «Блэк Хоками» с красными крестами на борту, здесь называют не иначе как «crazy pіlot», то есть сумасшедшими летчиками. К сожалению, работы у них хватает.