Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Четыре ключевых направления сотрудничества

Эксперты — об ожиданиях Киева от брюссельского саммита Восточного партнерства
22 ноября, 2017 - 18:30
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

24 ноября, в Брюсселе состоится 5-й Саммит Восточного партнерства, который включает Азербайджан, Беларусь, Армению, Грузию, Молдову и Украину. Главы государств и правительств 28 страны-членов ЕС и шести стран Восточного партнерства, прежде всего, оценят результаты, достигнутые с момента проведения последнего саммита в Риге в 2015 году, рассмотрят ощутимые выгоды, которые получили граждане шести стран-участниц Восточного партнерства, а также будут обсуждать будущее сотрудничество. Напомним, что с целью поддержки подхода к развитию Восточного партнерства, что больше ориентировано на результат, ЕС определил 20 ключевых задач на период до 2020 года, а также промежуточные цели, которые должны быть достигнуты до саммита, который состоится в Брюсселе.

Для достижения этих целей сотрудничество охватывает четыре ключевых приоритетных направления, согласованных на саммите Восточного партнерства в Риге в 2015 году:

1. Укрепление экономики: экономическое развитие и расширение рыночных возможностей.

2. Эффективное государственное управление: укрепление институтов и надлежащее управление.

3. Усиление взаимодействия: усиление взаимодействия, энергоэффективность, окружающая среда и борьба с последствиями изменения климата.

4. Развитие общества: повышение мобильности и расширение контактов между людьми.

Украина является приоритетным партнером Европейского союза, который поддерживает Украину, рассказали официальные представители ЕС во время брифинга для журналистов шести стран Восточного партнерства, в обеспечении стабильного, процветающего и демократического будущего для ее граждан, а также занимает непреклонную позицию в поддерживании ее независимости, территориальной целостности и суверенитета. При этом было подчеркнуто, что подписанное в 2014 году Соглашение об ассоциации (УА), которое содержит положение Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (УВЗСТ), является основным инструментом сближения Украины и Евросоюза, содействуя развитию более тесных политических отношений, более сильных экономических взаимосвязей и уважительного отношения к общим ценностям.

Для поддержки непрерывного процесса реформ: в частности в противодействии коррупции, реформировании судебной системы, конституционной и избирательной реформе, улучшении бизнес-климата и повышении уровня энергоэффективности, а также в реформах государственного управления, в том числе мероприятий по децентрализации ЕС выделил Украине пакет в размере 12,8 млрд евро на последующие несколько лет.

АМБИЦИИ И РЕФОРМЫ

Заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль написала на своей странице в Facebook, что саммит Восточного партнерства (ВП) связан с особенными ожиданиями в Украине, в частности из-за истории с неподписанием Соглашения об ассоциации четыре года тому назад.

По ее словам, с одной стороны, ЕС ожидает от стран Восточного партнерства, особенно тех, что заключили соглашения об ассоциации, быстрых внутренних реформ. А с другой — страны-партнеры ожидают, что в рамках ВП будут признаны перспективы быстрой интеграции этих стран в ЕС.

Госпожа Зеркаль также заметила, что главный месседж ВП «кто больше выполняет, тот и получает больше» — интеграции в случае больших реформ — по большей части понимается как неограниченная возможность интегрироваться в ЕС, вплоть до полноправного членства. «И мы хотим признания такой перспективы в документах саммита ВП. Наше требование перспективы членства в ЕС обосновано амбициями украинского общества и невероятно сильным запросом на проевропейские реформы», — подчеркнула она. Невзирая на настроения бюрократии в Брюсселе, по ее мнению, стоит использовать каждый шанс для доведения своих намерений интегрироваться в ЕС и защиты собственных интересов.

И в самом деле, как рассказали во время брифинга чиновники ЕС, на саммите участники могут коснуться любого вопроса, будь-то «План Маршалла» для Украины, который поддерживает Литва, или предложение относительно включения перспективы членства в общую декларацию саммита, текст которой до сих пор не согласован.   И вместе с тем не нужно забывать, что из шести стран членов Восточного партнерства, только три хотят интеграции в ЕС, а две — Беларусь и Армения — идут в русле российской политики. Более того, Минск предупреждал, что декларация не может иметь антироссийского направления. 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЗАДАЧИ И КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ

Заместитель главы Администрации Президента Украины Константин Елисеев в статье изданию EU observer так поставил вопрос относительно перспективы членства: «Украина в конечном итоге хочет простого месседжа: «как только вы готовы —  можете присоединиться». Наша задача будет заключаться в том, чтобы быть готовыми, а ЕС определит, когда и готова ли Украина. Это будет значить для нас все, и ничего не будет стоить ЕС. Это будет честный и справедливый шаг исторического масштаба, который вдохнет новый кислород в европейское единство. И это будет также четкой демонстрацией того, что ЕС действительно является оплотом демократии, свободы и достоинства».

Между тем сам глава украинского государства Петр Порошенко во время торжественной церемонии переименования Высокомобильных десантных войск в Десантно-штурмовые войска Вооруженных сил Украины и введения Дня Десантно-штурмовых войск ВСУ осторожно заявил об ожидании от этого саммита. «Послезавтра я отправляюсь на саммит Восточного партнерства, чтобы определить новые промежуточные цели и рубежи на европейском пути. Но конечную цель мы с вами, дорогие друзья, четко знаем — полноправное членство в самом престижном союзе мира, окончательное возвращение Украины в европейский дом. Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, дорожная карта реформ приблизит нас к этой перспективе», — отметил глава государства 21 ноября.

Впрочем, не исключено, что на саммите Восточного партнерства может повториться история относительно включения по инициативе Киева в общую декларацию европейских стремлений Украины, как это было на 19-м саммите Украина — ЕС в Киеве 13 июля этого года. Тогда Киев настаивал, чтобы в общем заявлении была ссылка на фразу из преамбулы Соглашения об ассоциации: «Европейский союз признает европейские стремления Украины и приветствует ее европейский выбор, в том числе ее обязательство перестраивать развитую и постоянную демократию и рыночную экономику». Однако голландцы выступили против включения этого пункта, и в результате по итогам этого саммита в Киеве не было общей декларации. Правда, упомянутую фразу дважды процитировал на пресс-конференции Дональд Туск.

СИМВОЛЫ И ПРОЕКТЫ

Поэтому и в этот раз, по-видимому, не стоит Киеву опять акцентировать внимание на символах, а больше на конкретных  проектах, которые реально будут сближать Украину с ЕС. Потому что именно в этом русле предложили свое виденье развития собственной инициативы Восточного партнерства министры иностранных дел Швеции и Польши — Маргот Вальстрем и Витольд Ващиковский. В статье, которая была опубликована в издании EU observer, они предлагают больше внимания теперь сосредоточить на потребностях граждан, в частности, молодых, а также реализовать конкретные проекты в смысле реформирования, укрепления демократических институтов, сосредоточении на населении, а также на обменах и связях между гражданами государств партнерства и ЕС и перестройке сетей автомобильных и железнодорожных дорог, интернета и сокращении роуминговых расходов.

ВЕКТОР И РАМКИ

Иванна КЛИМПУШ-ЦИНЦАДЗЕ, вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины:

— Украина всегда была активным и амбициозным участником Восточного партнерства. Мы настроены на то, чтобы саммит был успешным и взаимовыгодным. Понимая, что в рамках ВП существуют разные уровни амбиций стран-партнеров, считаем, необходимо продолжить движение на дифференциацию уровня сотрудничества, в соответствии с ожиданиями стран Восточного партнерства. Украина, Молдова и Грузия работали над скоординированным подходом к развитию инструментов ВП. 20 deliverablesfor 2020 — это прекрасная база для последующих практических результатов, которые может дать Восточное партнерство. Именно такая сосредоточенность на практических вещах важна в рамках многосторонних форматов взаимоотношений. Идет речь об образовательных программах и обменах, более тесном торговом сотрудничестве, энергетике, транспорте, научном и техническом сотрудничестве, а также участии в формировании и создании общего цифрового рынка и других прикладных инициативах.

Как по мне, подход more for more задает правильный вектор, потому что не устанавливает никаких интеграционных рамок. Все зависит от скорости и эффективности наших реформ.

И, безусловно, нам, особенно в эти дни, хотелось бы зафиксировать наши европейские стремления и перспективы.

«САММИТ БУДЕТ СВОЕОБРАЗНЫМ МОМЕНТОМ ИСТИНЫ...»

Николай ТОЧИЦКИЙ, посол Украины в ЕС:

- Нынешний саммит Восточного партнерства является особенным. Не только с точки зрения места его проведения - в Брюсселе - столице Евросоюза, ведь до этого такие саммиты всегда проходили в столице председательствующей в Совете ЕС страны. Особенный он и с точки зрения достижений, которые являются крупнейшими по сравнению с предыдущими саммитами Восточного партнерства. На сегодняшний день мы имеем заключенные соглашения об ассоциации, которые уже, несмотря на все трудности, вступили в силу, между ЕС и тремя партнерами - Украиной, Грузией и Молдовой. С этими же странами благодаря совместным усилиям и проведенным системным реформам был введен безвизовый режим для поездок в страны - члены ЕС, который сейчас успешно действует, и все желающие могут на себе ощутить преимущества европейской интеграции. С другой стороны, на завершающей стадии находится подготовка новых рамочных соглашений с Азербайджаном и Арменией, активизировано сотрудничество с Беларусью.

В то же время амбиции Украины и украинцев не ограничиваются Соглашением об ассоциации и безвизовым режимом. Настоящее Соглашение мы всегда рассматривали как инструмент внедрения коренных реформ, реализация которых позволит построить действительно европейское государство, которое будет готово в обозримом будущем стать полноправным членом Европейского Союза. Именно за такое Соглашение четыре года назад поднялись на Революции Достоинства миллионы украинцев. Именно за европейское будущее в течение этих лет отдали жизни более десяти тысяч и продолжают почти ежедневно гибнуть наши побратимы.

Осознавая объемы нашего домашнего задания для достижения таких амбициозных целей, уже сегодня нужно обсуждать вопрос будущего развития Восточного партнерства, будущего отношений с ЕС Украины и других государств-партнеров, которые стремятся к дальнейшему углублению отношений, более мощной поддержке со стороны ЕС в осуществлении реформ и соглашений о ассоциации, ведь в этом контексте возможности Восточного партнерства сегодня практически исчерпаны. Украина готова играть ведущую роль в целях дальнейшего развития Восточного партнерства, в частности в контексте реализации поддержанной на прошлой неделе Европейским парламентом идеи ВП+, предусматривающей возможность присоединения заинтересованных партнеров к Энергетическому Союзу ЕС, Единому Цифровому рынку, ассоциации с Шенгенской зоной, гармонизации таможенного регулирования.

Внимание во время саммита будет также сосредоточено и на ряде практических вещей, которые должны продемонстрировать гражданам практическую пользу от ВП. Среди таких практических шагов - перспективы снижения тарифов на роуминг между странами-партнерами, а также между ними и ЕС, расширение преимуществ Единого цифрового рынка ЕС на страны-партнеры, ускорение подписания соглашений о совместном авиационном пространстве, активизация торговли и поддержка малых и средних предприятий, увеличение участия партнеров в учебных и исследовательских программах ЕС, активизация академических и студенческих обменов и др.

Важным шагом станет запланированное подписание в рамках Саммита Взаимопонимание высокого уровня о расширении Трансъевропейской транспортной сети на Украину. На практике это позволит нам повысить конкурентоспособность наших транспортных коридоров, усовершенствовать логистику, а также будет способствовать упрощению формальностей в сфере транспорта между Украиной и ЕС.

В то же время есть и другой важный для нас вопрос - вызовы безопасности, Россия и ее агрессивная политика, которая стала общей угрозой для всего региона Восточного партнерства и нашей новой геополитической реальностью. Мы просто не можем позволить себе закрывать на нее глаза. Мы должны не только публично признать, кто стоит за такими беспрецедентными нарушениями международного права, как агрессия на Донбассе, временная оккупация Крыма и вообще за большинством конфликтов в регионе, но и обсудить, как совместно противостоять таким вызовам, как информационная пропаганда, киберпреступность, гибридная агрессия и т.д.

В целом считаю, что Саммит будет своеобразным моментом истины для Восточного партнерства. Евросоюз и его партнеры должны не только подвести итоги достижений, которых действительно немало, и определить практические краткосрочные задачи, но и определиться относительно стратегических целей инициативы, ее дальнейшего развития и преодоления существующих стратегических угроз.


«Я НЕ ОЖИДАЮ НИКАКОГО ПРОРЫВА ОТ САММИТА ВОСТОЧНОГО ПАРТНЕРСТВА»

Леонид ЛИТРА, старший научный сотрудник Центра «Новая Европа»:

Саммит Восточного партнерства в Брюсселе - это регулярное событие, которое происходит каждые два года, при этом несмотря на то, приносит оно результаты или нет. Страны ЕС и Восточного партнерства работали над тем, чтобы предложить общее видение наступающего саммита. Но проблема заключается в том, что когда кто-то имеет столько интересов и видений в странах ЕС и Восточного партнерства, консенсусная версия декларации является очень слабой и неамбициозный. В формальном измерении есть документ "Ключевые ожидаемые результаты до 2020 года", который является интересным, но широко техническим и не соответствует амбициям ассоциированных стран. В то же время, в политическом измерении в финальной декларации есть осознание европейских стремлений, как указано в соглашениях об ассоциации.

Кроме того, существуют определенные недоразумения между ЕС и Украиной, когда речь идет об акценте на поддерживаемом Россией конфликте в Украине и
ссылке на решение Европейского Совета (от 15 декабря 2016 года, -
Ред.), которое касалось финализации (завершения) процесса ратификации Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной.

В заключение, я не ожидаю никакого прорыва от саммита Восточного партнерства, ведь есть незначительная готовность обеих сторон двигаться дальше. Было бы хорошо, если бы Восточное партнерство +, которое уже обдумывалось, было расширено за счет принятия к сведению предложений Украины и других ассоциированных стран.

Перевод Наталии ПУШКАРУК, «День»

 

Мыкола СИРУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ