Как восприняла предварительные итоги парламентских выборов наш западная соседка Польша? Подтвердили ли симпатии избирателей движение Украины в направлении к евроинтеграции? Какие задачи будут стоять перед новым коалиционным правительством? Об этом в комментариях польского эксперта Центра восточных исследований Анны ГУРСКОЙ.
— Какое впечатление на вас произвели украинские выборы?
— Во-первых, и это самое главное, — это были самые демократические выборы на территории всего СНГ. Но в организационном плане они были довольно сложными, поскольку одновременно еще проводились выборы в районные, местные советы, выборы мэров. Хотя о результатах говорить еще рано, но, судя по всему, они приближаются к тем, которые были объявлены в экзит- полах. Большой неожиданности здесь нет. Другое дело — распределение процентов голосов. Неожиданным, скорее, является то, что «Наша Украина» набрала меньше баллов, чем ожидала. Причин для этого было несколько. «Наша Украина» проводила слабую избирательную кампанию. Еще она расплатилась за все трудности, которые были в течение работы новой власти в Украине. Свою роль могли сыграть и разговоры о возможной коалиции «Нашей Украины» с Партией регионов. Трудно сказать, как это отразилось на результатах, но, стоит отметить, что в течение последних дней очень много было информации о том, что такая коалиция не только возможна, но и наиболее вероятна, чем оранжевая коалиция. Это могло повлиять на выбор электората. Однако несомненно, что электорат «Нашей Украины» не воспринимает вариант такой коалиции. Кроме того, похоже, что электорат Партии регионов тоже на в восторге от такой перспективы. Эти выборы только подтвердили настроения граждан, существовавшие во время президентских выборов. К сожалению, новая власть ничего не сделала, чтобы их изменить.
— На какую правительственную коалицию в Украине рассчитывает польский политикум?
— Наверное, наиболее ожидаемой является оранжевая коалиция. Но, если кто-то ответственно смотрит на будущее Украины, то он в первую очередь должен думать, чтобы образованная коалиция гарантировала стабильность и нормальную работу украинского правительства. Это будет зависеть не только от «цвета» этой коалиции, но и от основ, на которых она будет образована. В Польше также не очень стабильная ситуация... Самой нежелательной является коалиция, которая будет иметь немногим более 226 мандатов. Здесь даже нечего комментировать. Шаткой будет и коалиция, ведущая борьбу за распределение должностей, а не работающая над выработкой какой-то общей программы действий. Польша будет работать с любой коалицией, у которой будет четко расписана программа, которая и станет основой для сотрудничества.
— Можно ли говорить, исходя из нового состава парламента, о том, какому внешнеполитическому направлению отдает предпочтение украинское население?
— Я думаю, что еще рано об этом говорить, поскольку мы не имеем окончательных результатов выборов. Нельзя переносить результаты выборов на уровень популярности программ партий. Решали судьбу выборов скорее эмоции, чем содержание программ партий, в частности, желание или нежелание той или иной партии видеть Украину членом Европейского Союза. Наоборот, похоже на то, что в новом парламенте сформируется большинство, заинтересованное в евроинтеграции Украины. Все зависит от того, какими методами будет достигаться эта цель. Мне кажется, что в первую очередь необходима четкая программа внутренних реформ. Ее мало составить и принять, нужно активно ее реализовать. Нужно оставить декларации и перейти к конкретной черновой работе, которая поднимет Украину до уровня копенгагенских критериев, и тогда Евросоюз не будет иметь оснований ей отказать.