Недавно Президент Украины в письме, адресованном премьер-министру, выразил озабоченность по поводу отсутствия внимания к украинским заграничным организациям и призвал Кабинет Министров активизировать работу с украинской диаспорой. Но по всему миру существуют также многочисленные благотворительные фонды и организации, созданные и создаваемые иностранными гражданами, которые неравнодушны к судьбе нашей страны. Их миссия заключается в предоставлении безвозмездной (или на льготных условиях) помощи нуждающимся. Здравоохранительные учреждения, экологические проекты, помощь детям-инвалидам и сиротам, стипендии и гранты, культурные мероприятия, развитие новейших технологий — вот далеко не полный перечень сфер, куда направляются средства благотворительных фондов и организаций. Как правило, небольшие иностранные благотворительные фонды оказывают финансовую поддержку определенной стране или географическому региону в осуществлении каких-либо проектов. Если за крупными западными фондами стоят большие компании, капиталы и состоятельные люди, то кто же создает те маленькие и малоизвестные «фундации», которые помогают воплощать в жизнь масштабные проекты? Например, организовать гастроли украинского симфонического оркестра по странам Европы...
Крупнейшие концертные залы Швейцарии регулярно приглашают именитых западных исполнителей. А имена музыкантов из стран Восточной Европы нечасто появляются на афишах. В прошлом году Симфонический оркестр Национальной филармонии Украины впервые гастролировал в этой альпийской стране. Инициатором и организатором гастролей стал швейцарский фонд «Эсперия», а, точнее, его основатель Эдуард Зигенталер — адвокат и экономист по профессии, а в душе — меломан и любитель украинской культуры. Появление симфонического оркестра из Киева стало событием и открытием для избалованной мировыми знаменитостями швейцарской публики. Честно говоря, мне захотелось больше узнать об этом коренном швейцарце и о его культурно-просветительском фонде, специально созданном для пропагандирования украинской культуры в Западной Европе.
— Господин Зигенталер, в регистрационном документе фонда «Эсперия» записано, что его целью является поддержка и поощрение талантливых личностей из Украины и Причерноморского региона. С чем связана такая географическая селективность?
— Еще в юном возрасте меня интересовала большая неведомая страна — Советский Союз, которую я посетил в 1974 году как турист. Мне нравился ваш язык, произведения ваших писателей, ваша музыка. В 1982-м я приехал по делам в Одессу. Вспоминая знаменитый фильм Эйзенштейна, я гулял по набережной, спускался по знаменитой Потемкинской лестнице. В этом городе на берегу Черного моря я оставил душу и сердце... В 1984-м я создал в Цюрихе Management Consulting Company, которая активно работала во многих европейских и азиатских странах, в том числе и в СССР. В 1991 году, после развала советской империи, я решил занять наблюдательно-выжидательную позицию, чтобы посмотреть, как будут развиваться молодые независимые страны. Я часто бывал в Одессе и в Киеве, встречался с политиками и бизнесменами, общался с людьми. Меня удивляло, что у вас практически не было иностранцев, точнее, — очень мало инвесторов, которые бы активно работали в Украине. В 2005 г., в очередной приезд в Киев, я вдруг почувствовал изменения. Если раньше мне отвечали неуверенно, с сомнениями в возможной реализации проектов, то тогда со стороны украинских партнеров я увидел другую реакцию. Тогда я понял, что пришло время действовать. Я люблю вашу страну, мне нравятся ваши люди, я хочу сделать что-то для Украины.
В Швейцарии, рассуждая о Восточной Европе, всегда говорят о Москве или Санкт-Петербурге. Украина неизвестна среднестатистическому европейцу. Когда я говорю, что еду в Киев, меня спрашивают: «А зачем? Что ты будешь делать в России?». Украина не имеет своего отдельного имиджа, вне привязки к России. Создавая фонд «Эсперия», мы решили работать исключительно для Украины.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем культурно-просветительском фонде.
— Наш фонд создан в 2007 году. «Эсперия» — слово, созвучное французскому espoir — «надежда». Наш символ — цветок одуванчика. В фонде работают люди разных возрастов и профессий. Для меня цветок одуванчика — это переход от смерти к рождению, из старости в молодость. Сам цветок отцвел, а его семена ветром разносятся во все стороны, чтобы затем дать жизнь новым растениям. Пожилые люди передают свой жизненный и профессиональный опыт молодым — это цикличность смены поколений. Я хотел, чтобы в учредительном совете фонда были и молодежь, и пожилые, и швейцарцы, и украинцы.
Культура, образование и наука — три приоритетных направления деятельности фонда. Наша миссия заключается в поддержке и организации культурных, научных и экономических проектов и мероприятий в Украине, Швейцарии и Западной Европе.
Волею судеб и в какой-то мере под влиянием моего швейцарского коллеги, поклонника талантливых пианистов, «Эсперия» начала свою деятельность с реализации проекта турне по Швейцарии Симфонического оркестра Национальной филармонии Украины в 2008 году. Каждое выступление талантливых украинских исполнителей сопровождалось бурными овациями. Так что в этом году мы решили расширить географию гастролей: концерты состоятся в Швейцарии и Лихтенштейне. Большую помощь с украинской стороны нам оказал и продолжает оказывать Дмитрий Иванович Остапенко, в прошлом министр культуры Украины, ныне — генеральный директор Киевской филармонии.
Мы работаем также над проектом по сотрудничеству и обмену студентами между двумя университетами: киевским им. Тараса Шевченко и швейцарским в Санкт-Галлене. Вскоре должна состояться встреча профессора Киевского института международных отношений Антона Филиппенко с профессором Швейцарского университета Ульрихом Шмидтом. Я очень надеюсь, что с помощью нашего фонда проект будет реализован, и талантливые студенты и молодые ученые из Украины смогут стажироваться за рубежом благодаря студенческим грантам фонда «Эсперия».
— Проекты вашего фонда впечатляют. Организовать недельное турне в самой дорогой стране Европы, обеспечить проживание, питание, досуг коллективу из более чем ста человек — это колоссальные средства. Кто финансирует работу фонда?
— Для финансирования наших проектов мы находим средства в Швейцарии. Среди наших спонсоров и доноров — банки, гостиницы, частные лица и компании. Посольство Швейцарии в Киеве бесплатно выдало визы всем участникам концертного тура. К сожалению, с украинской стороны помощи практически нет. Посольство Украины в Берне и постоянное представительство в Женеве окажут нам содействие в меру своих сил, но не средств...
— Каково ваше мнение об украинских музыкантах?
— Первое турне Киевского симфонического в Швейцарии прошло просто прекрасно — намного лучше, чем я мог себе представить. Главный дирижер Николай Дядюра — это мозговой центр оркестра. Вы знаете, швейцарцы в немецкоязычной части страны не отличаются открытым радушием, они немного суховаты в выражении своих эмоций. Каково же было мое удивление, когда после первого концерта в Цюрихе все зрители мгновенно встали и стоя благодарили исполнителей многоминутной бурной овацией! Я считаю, что Симфонический оркестр Киевской филармонии — один из лучших в Восточной Европе.
Украина богата талантами, мастерством, культурой. Моя идея — навести мосты между Западом и Востоком. Вы хорошо осведомлены о Европе, но что знает европеец об Украине? Вот, к примеру, передачи на Euronews. Я регулярно смотрю этот канал. Каждая страна старается поставить в рекламных паузах интересную информацию о себе. Но я никогда ничего не видел об Украине! У вас абсолютно отсутствует маркетинг на международном уровне. Огромная страна с гигантским потенциалом для туризма — красивые города, природа, пейзажи, черноморское побережье — почему не информировать об этом западного зрителя? Ялтинская конференция — исторический факт. Все о ней слышали, но никто не знает, где Ялта! Только на теме этого события можно было бы организовать туры для западных туристов. Примеров можно привести множество. Жаль, что в Украине мало заботятся о формировании позитивного имиджа страны...