Только что назначенный президентским указом госсекретарем МИД Юрий Сергеев стал первым из плеяды госсекретарей, кто встретился с прессой — традиция, которая, как представляется, достойна продолжения. Возможно, дело в том, что Сергееву хорошо знакомы тонкости работы по СМИ — в свое время он руководил управлением информации МИД. Свои новые функции он охарактеризовал в качестве координации работы подразделений министерства, кадровую работу, бюджетные вопросы. По словам Сергеева, соответственно, министр освобождается от ежедневной рутинной работы, которая переходит в ведение госсекретаря, и получает возможность больше внимания уделять работе стратегического плана, общению со своими зарубежными коллегами. Министр также остается председателем коллегии. Отношения с министром Сергеев охарактеризовал как «взаимозависимость», так как министр все равно остается ключевой фигурой при решении всех важнейших вопросов, в том числе и кадровых. В числе своих важнейших заданий госсекретарь МИД видит оптимизацию состава украинских представительств за рубежом; но, по его словам, более подробно о том, какие новые посольства могут быть открыты, а в каких — сокращен состав представителей, он сможет рассказать подробно в сентябре.
В то же время Сергеев, одновременно являющийся председателем украинской части украинско-российской комиссии по делимитации границ, воспользовался случаем, чтобы еще раз поставить точку в дискуссии на тему, будет или не будет проводиться демаркация (обозначение на местности) украинско-российской границы. Будет, сказал госсекретарь МИД. По его словам, демаркация линии государственной границы будет иметь место, так как это является нормой международного права. Кроме того, Украина имеет определенные обязательства перед международными институциями и стремится доказать, что она их выполняет. Обязательства, в частности, перед Европейским Союзом состоят в борьбе с нелегальной миграцией, контрабандой, как сказал Сергеев, «нежелательных вещей», т.е. наркотиков, оружия и т.д. В условиях полностью прозрачной восточной границы Украина, по его словам, не может гарантировать полного над ней контроля.
И демаркация состоится, как сказал госсекретарь МИД, как только будет найден компромисс, в котором речь не будет идти об уступках в принципиальных позициях, в защите своих интересов, после того, как будет завершен процесс делимитации (нанесение на карту) государственной границы с Россией. Делимитацию в МИД Украины надеются завершить до конца года.
Здесь госсекретарь опять подтвердил, что линия прохождения сухопутной границы согласована на 95—97%. А с морскими границами есть проблемы: по словам Сергеева, у украинской и российской делегаций «не совпадают мандаты». Т.е. остаются разногласия в определении принципов делимитации границ на Азовском море и в Керченском проливе. Украина, в частности, настаивает на том, чтобы провести линию границы и по морской поверхности, и по дну, в то время как Россия исходит из определения Азова как внутреннего моря. Сергеев при этом напомнил, что четыре года назад в начале переговоров по делимитации сухопутного участка границы разногласия между позициями также были значительные. Украина также предлагает заключить сначала отдельные соглашения по завершению делимитации сухопутных и морских границ, а уже потом свести их вместе.
Формально, по словам И.Сергеева, демаркация границы уже происходит, так как геодезические измерения маркируются и привязываются к определенной высоте. В общем же процесс демаркации государственной границы, по мнению госсекретаря МИД, должен пройти так, чтобы не создавать проблем для общения людей. Тогда же будет решаться проблема установления режима пересечения границы и его интенсивности.