В минувшее воскресенье в Москве прошел митинг оппозиции «За сменяемость власти». Организаторы подали заявку на участие в нем 40 тыс. человек. Власти российской столицы согласились, однако шествие запретили, разрешив лишь сам митинг.
Демонстрация состоялась далеко от центра — в районе Марьино на юго-восточной окраине столицы России. Количество участников, по подсчетам портала «Грани.ру», составило не больше 4 тыс. В то же время проект «Белый счетчик» сообщил о 7 тыс. 100 демонстрантах.
Акцию приурочили к съезду партии «Единая Россия», которая состоялась 24 сентября 2011 года, где Путин и Медведев объявили о «рокировке». «Власть в России окончательно узурпирована и расценивается как пожизненное право действующего правителя. Удержание власти стало единственным смыслом всех действий государственных органов», — заявили накануне организаторы.
Основными требованиями и лозунгами демонстрантов стали следующие:
• доступ оппозиции на выборы;
• прекращение войны;
• отмена цензуры;
• освобождение политзаключенных;
• борьба с коррупцией.
«День» обратился к независимому журналисту Семену НОВОПРУДСКОМУ (Москва) с просьбой прокомментировать воскресный митинг:
— С точки зрения судьбы нынешних оппозиционных лидеров в России, то вряд ли эта акция — существенный успех. На ней было гораздо меньше людей, чем на шествии, которое прошло в память о Борисе Немцове после его убийства.
С другой стороны — это первая попытка людей, которые претендуют на роль лидеров оппозиции. Ее формальным главой является Алексей Навальный. Но по нынешним российским законам он не имеет права баллотироваться из-за непогашенной судимости.
В этом марше важно то, что впервые, хотя и достаточно робко, начинает формулироваться другой лозунг. Одна из главных бед российской оппозиции состояла в том, что она полагала: к власти можно обращаться, и какие-то требования могут быть услышаны. У нынешней оппозиции нет способа сказать что-нибудь правительству, чтобы оно услышало. И это понимание постепенно приходит.
Если бы мы жили в более открытом обществе, то воскресная акция должна была называться «За отставку президента!». Однако она прошла под названием «За сменяемость власти», а это записано даже в конституции РФ. В ней указано, что российский президент не может занимать свой срок более двух сроков подряд. Хотя власти так постарались, что у Путина будет еще лазейка, чтобы идти на шестилетний срок в 2018 году.
В целом это важная демонстрация. Однако пока в России нет массового оппозиционного движения и предпосылок, чтобы с помощью мирных протестов добиться смены политического курса. К великому сожалению, для политического будущего России не просматриваются мирные способы смены власти. Единственным, более реальным при нынешнем раскладе, является не выступление оппозиции и не ее победа на выборах, а какие-то «верхушечные» заговоры.
Эта акция показала, что в России есть хотя бы физически несистемная оппозиция. Однако речь не идет о каких-либо фундаментальных акциях, даже при количестве 50 тыс. человек, которые бы поменяли власть. Постепенно к россиянам приходит осознание: поменять систему внутри этих правил игры невозможно. Кроме этого, поменять ее снизу также нет сил. Очень может быть, что ситуация, которая будет дальше развиваться в России, породит спрос на оппозицию. Совершенно очевидно, что этот спрос выше, чем год-полтора назад.
При сохранении нынешнего внешнеполитического курса, ситуация в России будет усугубляться. Не то, чтобы это породит массовые протесты, но, безусловно, отношение к власти будет ухудшаться. Сейчас российская пропаганда не ведет разговоров о том, что «мы — держава, которая встает с колен и дивным образом может присоединять чужие территории, как свои».
Сегодня главным противником действующей власти в России является сама власть. Она вынуждена ломать договора с элитами и некоторые другие способы управления, которыми она успешно пользовалась до начала 2014 года.