Израильтяне почтили память тех, кто отдал свою жизнь за существование их государства. Государственный день траура, почитание павших солдат армии обороны Израиля и других служб безопасности, жертв террористических актов проходил 18 и 19 апреля 2010 г. Автору этих строк посчастливилось принять участие в некоторых официальных мероприятиях, которые проходили в городе Реховот (вблизи Тель-Авива).
Траурные церемонии начинаются по всей стране одновременно в восемь часов вечера с общей минуты молчания, которая сопровождается сиреной. Центральное место почтения памяти павших — Стена плача на Храмовой горе в Иерусалиме, но в каждом городе существует свое символическое место — со свечами, пылающим огнем, многочисленными венками... Самый эмоциональный момент акции — обязательная, в соответствии с израильским законодательством, молитва «Изкор». Впрочем, в целом само собрание имеет светский характер. К тому же, общегосударственная акция, которая имеет целью подчеркнуть единство нации, в действительности децентрализована и сведена к частному уровню восприятия.
Ядро ее массовой организации — органы местного самоуправления. В речах, которые произносились на иврите, название Реховота упоминалось так же часто, как государства. Усиливало ощущение личного соучастия оглашение имен всех погибших из муниципалитета, где мы находились. Не абстрактных частей из списков, что не позволяет установить прямую эмоциональную связь, а реальных людей, которых, по-видимому, многие из присутствующих знали. Последняя траурная запись в Реховоте, кстати, датировалась 14 марта 2010 г. — Израиль до сих пор доказывает свое право на существование, поэтому каждый год внешне мирные поселения несут очередные потери.
Действо напоминало собрание территориальной общины. Среди собравшихся на церемонию можно было увидеть представителей всех социальных и возрастных групп. Сложно сказать, что при этом понимали малыши, которых приводили родители. А еще привлекали внимание довольно большие группы молодежи. Конечно, без традиционного для Украины пива, сигарет или чего-то более крепкого. Не думаю, что они пришли, потому что так сказали, например, в деканате. Да и стремления исчезнуть как можно быстрее с длительной церемонии не наблюдалось. Единственное — что молодежи сложно было долго оставаться на одном месте, поэтому компании время от времени мигрировали.
Понятно, что при такой постановке вопроса никому в голову не приходит по указанию сверху формировать автобусы из местных жителей и отправлять для масcовки в Иерусалим или отдавать приказ зажечь свечи памяти вне мест акций — каждый должен лично принять для себя решение — прийти или нет, чтобы пережить эти минуты вместе с родственниками, друзьями, знакомыми, соседями... Ведь речь идет о символах, которые объединяют очень разный народ, на личностном уровне восприятия. В результате возникают ощущения, которые в Украине можно сравнить разве что с празднованием Дня Победы.
В Израиле существуют темы, которые всеми воспринимаются как аксиомы. Наконец, в этой стране нет традиции торговли, пренебрежения национальными интересами или потери их ощущения. Так же в случае, если речь идет о трагедии из прошлого народа, вы не встретите здесь высказывания наподобие — проблема достаточно изучена, надо заниматься будущим.
Второй раз Израиль замирает в 11.00 на следующий день. Останавливается все, что только возможно по соображениям безопасности или технологических процессов, в том числе частный и общественный транспорт. Можно сказать, что останавливается вся страна. Так, под рев сирены, длится две минуты. Вы не можете не остановиться, не встать, не наклонить голову, махнуть рукой (мол, — да, понимаю, но теперь спешу). И не потому, что за это предусмотрена ответственность, — давление общественного мнения не допускает возможности другого поведения. Стоит также помнить, что в Израиле едва ли не все семьи так или иначе связаны с армией.
Очевидно, что подобное восприятие не возникает внезапно или по приказу, — речь идет о долговременной, кропотливой, системной работе, основа которой — образование. Завершает гражданское воспитание, как отметил один из моих собеседников в Израиле, армия. Со службы молодые люди возвращаются стопроцентными израильтянами — патриотами своей страны. Кстати, среди присутствующих на церемонии почтения памяти погибших было немало солдат — и пришли они не строем, а так же, как и все присутствующие, — по своей доброй воле. Конечно, есть другие, обязательные для них мероприятия, но не в День памяти.
В Украине, по-видимому, действующая система образования до сих пор полностью не обеспечивает овладения объемом знаний, необходимых для формирования чувства ее гражданства. Преподавая на первом курсе, мне не раз приходилось сталкиваться с массовым незнанием студентами базовых вещей. Даже относительно тем, информация о которых очень широко была обнародована в государстве, в первую очередь — Голодомора 1932—1933 гг. Простые вопросы — что? когда? как? кто? почему? — оказывались непосильными для очень значительной части 17 — 18-летних граждан Украины. В свое время Сергей Ефремов в захваченном Добровольческой армией Киеве отмечал, что лишь собственная школа станет надежной основой Украинского государства. Поэтому неудивительно, что без базовой подготовки громкие акции относительно собственной истории зависали в воздухе, оставались непонятными для значительной части населения Украины, а еще хуже — административные меры их введения порождали чувство сопротивления части населения, их отторжения.
В Израиле сложилось иначе. Правда, надо принять во внимание, что существует он как государство уже 62 года, а Украина — только 19 (почти). К тому же население Израиля сплачивает постоянное ощущение опасности. В Украине его, к счастью, нет. Но в случае нашей страны пугает тотальный нигилизм и неуважение государства к гражданину и наоборот, результатом чего часто становится неискреннее, внешнее ее восприятие. Возможно, именно поэтому в Украине до сих пор не реализована (речь идет не о формальной стороне дела) идея Джеймса Мейса об общенациональном Дне памяти как символе единения нации.