То, чего так боялись еще год назад, сбывается. Вчера стало известно об аресте еще одного украинского самолета за границей. Сценарии, по которым разворачивались события в прошлогоднем случае (Канада, 26 июня) и нынешнем (Бельгия, 18 августа), почти подобны. От чего появляется горькое ощущение дежа вю, которое, к сожалению, может вновь и вновь повториться.
Итак, и в Канаде, и в Бельгии задержаны украинские самолеты Ан-124-100 (более известный как «Руслан»). Оба они принадлежат Авиационному научно-техническому комплексу имени Антонова. Оба арестованы за долги перед кипрской компанией TMR Energy. Оба осуществляли перевозку в рамках операции НАТО в Афганистане. И это, очевидно, только продолжение ситуации, которая возникла как следствие решения Стокгольмского арбитража о задолженности Украины выше упомянутой энергетической компании более сорока миллионов долларов. Недавно, кстати, едва удалось решить конфликт вокруг размораживания счетов посольства Украины в Израиле. Их блокировка также произошла в связи с хозяйственным спором по требованию юристов кипрской компании.
Как быстро удастся освободить «Руслан», задержанный в Бельгии, сегодня никто не берется сказать. Украинский самолет в Канаде до сих пор остается под арестом, несмотря на многочисленные судебные слушания, которые состоялись в этой стране. Теперь ожидается, что судьба транспортного средства (стоимость которого оценивается в десятки миллионов долларов) может решиться осенью. Правительство Канады при этом неоднократно заявляло, что ни коим образом не может повлиять на рассмотрение дела в суде в связи с независимостью последнего. Не исключено, что аналогичное развитие событий ждет «Руслан» в случае с бельгийским арестом.
Вчера Министерство иностранных дел Украины сообщило, что прилагает все усилия для разрешения ситуации с арестом в Брюсселе украинского самолета. «Продолжается процесс согласования с авиационными властями Бельгии и АНТК им. Антонова вместе с заказчиком, который фрахтует самолет, авиационных процедур и документов, необходимых для дальнейшего выполнения контракта», — сообщил начальник пресс-службы МИД Маркиян Лубкивский. По его словам, для быстрейшего решения вопроса МИД использует все существующие дипломатические и юридические рычаги и возможности. Именно поэтому, сообщил господин Лубкивский, украинская компания- перевозчик находится в стадии ожидания завершения этих процедур и получения разрешения на вылет. На момент сдачи номера старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко сообщил «Українським новинам», что весь экипаж продолжает находится на борту самолета. Однако, по его словам, если не удастся освободить «Руслан» в течение нескольких дней, то экипаж, который ожидает разблокирования самолета, будет вынужден вернуться в Украину.
В том, что «Руслан» могут арестовать в Бельгии, особой новости нет. Еще в прошлом году было известно, что решения Стокгольмского арбитража признают, как минимум, в четырех странах — Бельгии, Франции, США и Канаде. Еще в июле опять таки прошлого года МИД Украины рекомендовал «воздержаться на данном этапе от полетов самолетов, которые находятся в госсобственности Украины», в упомянутые государства. Понятно, что побег от риска быть арестованным не лучший выход из ситуации. Однако, возможно, единственный, который мог обезопасить украинскую собственность от новых арестов. Самолеты как в Канаде, так и в Бельгии могут освободить только при трех условиях. Первое — если долг кипрской компании будет уплачен. Второе — решения стокгольмского Международного арбитражного суда наконец обжалуют. Третье — если юристы докажут неправомерность соответствующих органов других государств брать под арест государственное имущество Украины как гарантию уплаты долга. Возможен и четвертый вариант, однако он относится больше к фантастическим: Киеву удастся временно договориться об освобождении «Руслана» на основе, например, того, что один самолет уже находится под арестом по этому же, «кипрскому», делу. Пока что все эти сценарии можно отнести к разряду теоретических. Реально же имеем — два арестованных самолета и ни одного человека, который должен нести за это ответственность...