В начале декабря в Минске состоялось событие, которое обошли своим вниманием украинские медиа. И не удивительно, потому что происходило все в атмосфере конспирации. Узнать о нем удалось лишь благодаря крайне скупым сообщениям в белорусских и российских изданиях. Название мероприятия очень общее и откровенно малосодержательное — «Наука и культура в современном дискурсе». Значительно интереснее узнать о составе участников, ведь конференция, по словам организаторов, была призвана стать не больше и не меньше чем площадкой для открытого диалога научной и творческой интеллигенции Украины, России и Беларуси в условиях «сложной геополитической ситуации». В роли организаторов выступили Министерство информации Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества и российская общественная организация «Институт Евразийских исследований».
РФ на форуме среди прочих представляли специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству и бывший министр культуры Михаил Швыдкой, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев, ректор Московского государственного института международных отношений Анатолий Торкунов, заместитель гендиректора ВД «Коммерсант» Виктор Лошак и ректор Литературного института Алексей Варламов. От Беларуси в конференции приняли участие министр информации Лилия Ананич, президент белорусской академии наук Виктор Геращенко и декан факультета международных отношений белорусского госуниверситета Виктор Шадурский. С украинской стороны известно об участии в мероприятии поэта Бориса Олийныка, директора Института археологии НАНУ Петра Толочко, заместителя директора Института социологии НАНУ Николая Шульги, директора Национального музея Тараса Шевченко Дмитрия Стуса, профессора искусствоведения Анны Веселовской, профессора славяноведения Павла Рудякова, поэтессы и секретаря НСПУ по работе с молодыми авторами Леси Мудрак. За организацию украинской делегации отвечал «Украинский фонд культуры», возглавляемый Борисом Олийныком.
По итогам конференции было опубликовано общее заявление об основании трехстороннего проекта «Минская инициатива». В документе говорится о «генетическом родстве восточнославянских народов», «независимости культурной сферы от национальных рамок», желании «дать дополнительный импульс межгосударственным отношениям» и так далее. Участники согласились с тем, что такие встречи будут проходить регулярно, в частности следующая конференция должна быть организована уже в феврале. По словам Швыдкого, к ее началу было договорено подготовить ряд совместных проектов: создание трехсторонних магистратур, издание литературных сборников и тому подобное.
В чем заключается российский интерес в таких встречах, понять несложно. Ведь Россия в значительной степени уже достигла своего — Крым и Донбасс оккупированы. Очевидно, такое «примирение» среди культурных деятелей может быть использовано для легитимации в сознании украинцев необходимости признания фактической оккупации части Украины. Мол, нужно пролистать «сложную страницу» и продолжать диалог. Кроме того, подобные «форумы» — еще и своеобразная форма влияния на политическое руководство страны с целью побуждения его к последующим уступкам. Да и европейцам на таком благоприятном культурном фоне будет значительно проще объяснить необходимость отмены санкций. Можно понять и заинтересованность в таких событиях белорусской стороны. Для министерства информации этой страны она уже стала поводом в который раз повторить тезис о том, что Беларусь является «признанным центром переговорного процесса в Восточной Европе». Непонятно лишь одно — с какой целью в Минск приехали украинские деятели культуры?
«Я лично поехала туда, поскольку в свое время переводила на украинский язык Валянтину Ковтун и Михася Башуру, — рассказывает в комментарии «Дню» Леся Мудрак. — Накануне моей поездки Союз писателей Украины проводил дни белорусской культуры. Соответственно, как функционеру мне было о чем рассказать сябрам. О том, что там среди прочего будут и российские госслужащие, я не знала, ведь была убеждена, что конференция с таким названием вызовет интерес именно среди творчески научной элиты. К моему удивлению, мое украиноязычное выступление не раздражало должностных лиц — они восхищались языком, вспоминали о своих украинских корнях. Президент Российской ассоциации украинистов Галина Лесная, которая в свое время училась во Львове, после моего выступления подошла и начала говорить о необходимости читать украинских авторов, украинские книги в Москве. Что, мол, украинистика «задыхается» от того, что писатели боятся ехать в Россию». Не будем комментировать эту точку зрения.
Аналогичную позицию занимает и Дмитрий Стус, которого, как он отметил в комментарии «Дню», «политика вообще не интересует». «То, что наделали политики (их и наши), это пусть остается между ними. Народы же должны понимать друг друга, — считает Дмитрий Стус. — На эту конференцию меня пригласил Борис Ильич, которого считаю одним из наиболее порядочных в Украине». По словам Дмитрия Стуса, для него было важно затронуть вопрос удовлетворения культурных потребностей украинцев, живущих в России. В частности, российская сторона согласилась рассмотреть возможность открытия украинских воскресных школ в Москве и Новосибирске — «если найдутся желающие туда ходить».
Участие украинской делегации в этом мероприятии еще можно было бы понять, если бы ее представители вынесли на обсуждение наиболее принципиальные вопросы, которые волнуют сейчас наше общество. В то же время незаконное заключение режиссера Олега Сенцова и активиста Александра Кольченко, а также Надежды Савченко и других украинских политзаключенных не обсуждалось вообще. Не затрагивали участники конференции и тему обысков и преследований сотрудников Библиотеки украинской литературы в Москве. По словам Леси Мудрак, хотя в воздухе и ощущалась определенная недосказанность, участники мероприятия старались не касаться политики. «Все хотели быть максимально корректными», — объясняет Леся Мудрак.
Современный немецкий философ Витторио Хесле в своей работе «Моральная рефлексия и распад институтов. К диалектике просветительского и антипросветительского» констатирует, что любая дискуссия основывается на определенных принципах, которые не подлежат обсуждению. В нашем случае этот принцип является очевидным — признание и осуждение российской агрессии против Украины. Если собеседник не готов к этому, или же вообще, как это часто случается среди россиян, не склонен признавать за украинцами право на государство, любая дальнейшая дискуссия теряет всякий смысл. Ведь симпатию к украинской культуре в виде песен и галушек проявляло немало российских шовинистов. В свое время Хрущев тоже любил надевать вышиванку, однако это не помешало ему быть добросовестным исполнителем сталинской политики в Украине.
Досадно, но стратегию «принуждения к диалогу» поддерживают и некоторые европейские партнеры Украины. Собственно, именно западных либералов и критикует среди прочего в своей работе Хесле. Недавние публичные дебаты, инициированные несколькими немецкими фондами в Харькове, в которых, кроме Сергея Жадана и других писателей из Украины и зарубежья, приняла участие также «поэтесса из ЛНР» Елена Заславская, продемонстрировали, что представители некоторых западных политических элит хотят мира в Восточной Европе любой ценой, в частности и посредством украинского суверенитета. Кажется, именно к такой развязке и должны подготовить украинское общество подобные форумы и конференции. И Россия, и западные фонды не пожалеют средств на их организацию. Но готова ли платить такую цену Украина?
P.S. Симптоматично, что конференция в Минске состоялась незадолго до годовщины со дня рождения языковеда и публициста Юрия Шевелева. В своей статье «Москва, Маросейка» он написал: «Три страшных врага украинского возрождения — Москва, украинский провинциализм и комплекс Кочубеевщины — живут и сегодня».