Греция — одна из немногих стран Европейского Союза, демонстрирующих расположение к Украине не на словах. Возможно, памятуя о собственной нелегкой истории. Во время своего председательства в Евросоюзе Греция надеется шире раскрыть двери ЕС для Украины, сказал, будучи гостем «Дня», Чрезвычайный и Полномочный Посол Греческой Республики в Украине Димитрис Контумас. Он убежден, что Украина «ни в чем не отстает», но она должна использовать одно из своих богатств — молодежь. Слова посла Контумаса о том, что у работников с Украины нет проблем с правоохранительными органами, несколько расходятся с общей позицией стран ЕС. Однако господин Посол советует не верить обещаниям легкого заработка в его стране. Вообще же позиция Греции, которая первой в ЕС пошла на легализацию всех работников из-за границы, могла бы стать примером для многих. Так же, как и позиция Афин по военно-техническому сотрудничеству, культурным и другим обменам.
— Каким в Греции видят мир после 11 сентября? Что могут и должны сделать наши страны в современной ситуации?
— Трагические события 11 сентября — это послание всему миру. Это глобализация и терроризма, и способов борьбы с ним. Слепой террор, который нельзя назвать иначе, как анархией, стал тормозом для развития экономики всего мира. Паника, страх перед сибиркой — все это означает, что мы живем по правилам игры всемирного терроризма, всемирной анархии. С другой стороны, благодаря глобальному видению мира, открывшемуся вследствие этих событий, почти все страны ООН впервые создали коалицию для борьбы с терроризмом. Я не буду говорить о «крестовом походе», ибо это словосочетание имеет исторически негативное значение. Старые отношения, существовавшие в мире, старое противостояние Запада и Востока, капитализма и коммунизма, уже не имеют никакого смысла.
Греция осудила теракты 11 сентября не только потому, что она член НАТО, — это была естественная реакция. По меньшей мере 50 греко-американцев погибли 11 сентября во Всемирном Торговом Центре. У этих людей были родственники, родители в Греции, они поддерживали связь с родиной. Кроме того, в основании одной из этих башен находился греческий православный храм святого Николая, построенный в 1800 году, — первый храм, построенный в США греческими эмигрантами. 11 сентября он был полностью разрушен. Разве что чудом можно объяснить то, что уцелели несколько икон и Евангелий. В Греции начат сбор пожертвований на восстановление этого храма. Мэр итальянского города Бари, находящегося на побережье Адриатического моря, внес $500 тысяч на восстановление этой церкви — это пример того, как объединяет людей христианская вера.
Немногочисленные демонстрации против операции в Афганистане, прошедшие в Греции, — вполне естественное явление для демократического общества, но они не отражают взгляды большинства греков.
Украинское правительство и Президент, как и Греция и многие другие страны, помогают не Америке, а всему свободному миру, который не хочет жить под варварским правлением, таким, как правление Талибана, не хочет, чтобы женщины носили паранджу и сидели дома. Талибан утверждает, что идет борьба сионизма и христианства против ислама. Это совсем не соответствует действительности. Исламская религия не имеет отношения к насилию и терроризму. Поэтому очень актуальна инициатива Вселенского Патриарха Варфоломея созвать всемирный форум представителей всех религий для обсуждения проблем противостояния терроризму.
— После событий 11 сентября антиисламские настроения в греческом обществе не усилились?
— Не было ни одного проявления таких настроений, ни одного столкновения. Сейчас во Фракии живут 120 тысяч мусульман, являющихся греческими гражданами, во всей Греции сейчас много афганцев, пакистанцев, египтян. По древней традиции греки умеют сосуществовать с представителями других религий. Иностранцев в Греции не воспринимают враждебно. Это касается и украинцев, работающих в нашей стране.
— Последует ли Греция примеру США, Германии, Франции, которые уже приняли законодательство, предусматривающее более жесткий контроль в аэропортах, на границах?
— Такой контроль существовал и существует, но не могу сказать, что греческое законодательство введет какие-то более жесткие нормы. Пограничный контроль, существующий у нас сейчас, недостаточен. У Греции две тысячи километров линии границы с Албанией, Болгарией, Бывшей Югославской Республикой Македония, проходящей по горным массивам, где трудно применять электронные методы контроля, а пограничники с собаками там не справляются. На восточной границе, в Эгейском море, где тысячи островов и островков, мы каждое утро находим большое количество лодок. После начала боевых действий в Афганистане количество беженцев, каждую ночь пристающих к нашему берегу, значительно увеличилось. Это — пакистанцы, иракцы, курды. Часто мы находим трупы утонувших детей, женщин. Работорговцы, обещающие перевезти беженцев к греческим берегам, боятся быть арестованными греческой властью, и поэтому оставляют людей на определенном расстоянии от берега, чтобы те сами добирались до берега. Особенно много людей погибает зимой, когда море неспокойно. За перевозку одного человека работорговцы берут $2000. Греческие правоохранители часто задерживают этих преступников, но другие приходят им на смену.
Что касается более жесткого режима предоставления виз и более строгого контроля на границах, возможно, позже ЕС примет новые правила, но пока что Посольство Греции, консульства в Одессе и Мариуполе по поручению правительства прилагают усилия, чтобы увеличить приток туристов, открыть греческие границы для настоящих туристов. Я также поддерживаю деятельность украинских туристических фирм по поиску партнеров в Греции для организации посещения греками Украины. Ведь люди с удовольствием приедут посмотреть на античные памятники, церкви, монастыри. Когда в Украине будет лучше организовано туристическое обслуживание, ее будет посещать больше туристов из Греции.
— Рассматривает ли Греция Украину как источник нелегальной иммиграции? Скажутся ли последние события на планах греческого правительства легализировать тех украинских граждан, которые сейчас работают в Греции? Идет ли речь о введении каких-то официальных квот?
— Греция не рассматривает Украину как источник нелегальной иммиграции. Мы конечно, понимаем, что некоторые регионы Украины, находящиеся в тяжелом экономическом положении, могут быть источником нелегальной иммиграции. Но для этого и существует визовая Шенгенская система, чтобы мы могли убедиться, что по крайней мере 99% людей, едущих с Украины в Грецию, — это студенты, туристы, художественные коллективы, ученые, люди, едущие к родственникам. Существует много смешанных греческо-украинских семей, вполне естественно, что родители молодых едут на свадьбу, на крестины, проведать родственников. Мы не являемся закрытым обществом и только приветствуем это. Я недавно приказал нашим консульствам выдавать визы в течение как можно меньшего времени — максимум за три-четыре рабочих дня.
Легализация иностранных работников, впервые в истории прошедшая в нашей стране, охватила 700 тысяч иностранцев. Мы действительно хотим знать, где живут эти люди, где они работают, имеют ли они страховку, нет ли угрозы для них стать объектом эксплуатации. Среди этих иностранцев были, разумеется, и украинцы. Я знаю, что только на Крите живет более 20 тысяч украинцев. С вашими соотечественниками, работающими в Греции, у нас меньше всего проблем. Они честные, трудолюбивые, верующие люди и не имеют проблем с законом, с полицией. Очень часто это люди с высоким уровнем образования, которые вынужденны заниматься физическим трудом, не соответствующим уровню их образования и возможностей. Многие заняты на сельскохозяйственных работах — собирают томаты, апельсины, пасут овец. Вынужден, однако, заметить, что очень часто молодые девушки становятся жертвами как украинских, так и греческих преступных группировок; они якобы работают в барах, но на самом деле занимаются проституцией. Это, к сожалению, социальное явление, весьма негативное как для Украины, так и для Греции, это позорное пятно на нашей культуре. Когда мы проверяли, как эти девушки попали в страну, то убеждались, что они не получали разрешения на въезд ни в одном из наших консульств. Как правило, «работодатели» нелегально провозят их через греческо- болгарскую границу. Хотел бы, пользуясь случаем, обратиться к украинским женщинам с призывом не поддаваться на обещания легких заработков в Греции, очень осторожно относиться к подобным предложениям. Обращение по телефону в наши консульства могло бы открыть им глаза и спасти от сетей работорговцев.
— Греция была единственной страной — членом НАТО, покупавшей у Украины оружие. Как вы сегодня расцениваете перспективы военно- технического сотрудничества между нашими странами?
— У Греции с Украиной стабильное военно-техническое сотрудничество. Надеюсь, когда будет завершена передача второго купленного десантного корабля «Зубр», в отношении которой существуют определенные технические трудности, мы сможем приступить и к другим заказам. Я уверен, что в будущем и другие страны, будь то члены НАТО или нет, также приблизятся к украинскому рынку. Я не вижу причин, по которым в отношении Украины должны существовать какие-то ограничения по продаже продукции ее оборонной промышленности. Торговля оружием — это вопрос и хорошего качества, и качественной презентации. Я уверен, что все эти достоинства есть у Украины.
— Как вы оцениваете ситуацию, возникшую в связи с продажей Украиной оружия Бывшей Югославской Республике Македония?
— Греция — член НАТО. Бывшая Югославская Республика Македония — это дружественная страна, с которой, кроме вопроса о названии, у нас очень хорошие отношения. Мы, так же, как и вы, заинтересованы в развитии этой страны и людей, живущих в ней. Украина имеет с этой страной свободные торговые отношения, которые осуществлялись без эмбарго. Другое дело, что на стадии окончания проявлений вражды и начала миротворческого процесса в Бывшей Югославской Республике Македония следовало избегать всего, что могло разрушить баланс между правительством и повстанцами. Этим и объясняется вмешательство НАТО, ставившего цель, чтобы оружие драматическим образом не нарушило существующий баланс. Однако эмбарго не было введено. Недавно оружие Скопье начала продавать и Турция.
— Достаточно ли представлено греческое искусство, в частности, современное, в Украине, а украинское — в Греции? Что можно сделать, чтобы расширить культурные связи наших стран?
— У наших стран много общего в культуре и цивилизации. У Греции и Украины настолько богатая культурная традиция, что ее невозможно вместить в рамки каких-либо соглашений, да и не нуждается она в подобной бюрократической помощи. Формально мы имеем подписанное Соглашение о сотрудничестве в области образования и культуры, в конце ноября ожидается приезд греческой делегации для обсуждения конкретного протокола по выполнению соглашения. Но нашим странам не нужны формальные протоколы для того, чтобы иметь такое культурное сотрудничество, которое имеется сегодня. Приятным сюрпризом стала книга «Греки на українських теренах», изданная сотрудниками Института истории Национальной академии наук Украины. Через некоторое время по инициативе негосударственных органов была издана книга «Античные памятки Северо-Западного Причерноморья». Недавно в Одессе, Мариуполе и Киеве выступал прекрасный хор греческой организации телекоммуникации. Все это не предусматривалось какими-либо протоколами. На апрель я планирую проведение в Украинском доме выставки копий скульптур, украшающих западный фриз Парфенона. Это один большой слепок длиной в 22 метра, изображающий процессию древнегреческого праздника Панафинеи. Я обратился с просьбой, чтобы хотя бы в утренние часы вход на выставку для школьников и студентов был бесплатным.
С украинской стороны в Афинах планируются выставка картин Айвазовского и выставка византийских икон из Национального музея во Львове.
— Гости Олимпиады 2004 года совсем не узнают Афины?
— Афины меняются постоянно. Строятся большие гостиницы, спортивные сооружения, автотрассы. Надеюсь, что город изменится к лучшему, и Олимпиада не станет только рекламным событием. Поэтому мы продвигаем идею проведения и культурной олимпиады. Сегодня актуальна практика олимпийского перемирия, уходящая корнями в древность, когда на время игр прекращались все враждебные действия между городами античной Греции. Обращение к этой идее поддержали и Олимпийский комитет, и ООН. Мне известно, что украинские строительные организации заинтересованы в участии в возведении олимпийских сооружений в Афинах. Было бы хорошо, если бы это осуществилось. Кстати, у многих греческих спортивных федераций есть украинские тренеры.
— Надеемся, со временем Греция передаст Украине и опыт проведения Олимпийских игр, и опыт вхождения в зону евро…
— В 1994 году, когда Греция председательствовала в ЕС, я непосредственно участвовал в подготовке подписания договора о партнерстве и сотрудничестве между Евросоюзом и Украиной. Надеюсь, что в первом полугодии 2003 года, когда Греция опять будет председательствовать в ЕС, мы сможем шире открыть двери Европейского Союза для Украины. А затем, когда Украина присоединится к зоне евро, на банкнотах единой европейской валюты, к слову «евро» латиницей и на греческом добавится и украинская надпись. Вы ни в чем не отстаете. И еще, я очень надеюсь, что Украина откроет для себя свое, пока еще скрытое, огромное богатство — ее молодежь.