Насколько готовы западные украинские регионы воспользоваться расширением Европейского Союза? Этот вопрос определил ход дискуссии на международной конференции, организованной на днях в Киеве Фондом имени Фридриха Эберта, Национальным институтом проблем международной безопасности при СНБОУ и Институтом международных отношений. Будущее западных приграничных регионов Украины следует рассматривать в контексте региональной политики ЕС,— убеждены эксперты. «Однако пока что,— как сказал ведущий научный сотрудник Института проблем рынка НАН Украины профессор Владимир Дергачев,— наше государство не только не приблизилось к принципам европейского регионализма, но и отдалилось от них. Например, принцип субсидиарности ЕС ставит целью усиление местного самоуправления, в Украине же сегодня большинство областей дотационные», — отметил господин Дергачев. По мнению участников конференции, в Украине не хватает политической воли, необходимой для решения проблем западных областей нашей страны. При том, что изменение статуса границ усложнит возможности для заработков в соседних странах, нет последовательной государственной политики по созданию рабочих мест. Зато в регионе часто идут политические баталии, например, борьба за должность городского головы Мукачево, — возмущается профессор Дергачев.
По убеждению старшего научного сотрудника Института региональных исследований НАН Украины Максима Максимчука, сегодня существует чрезмерное количество разнообразных государственных программ по поддержке развития западных областей (только на Львовщине их около 60-ти), впрочем, они часто дублируют друг друга, если и финансируются, то только на 10 — 50%, и вообще неспособны реально улучшить жизнь Западной Украины.
Острая дискуссия развернулась и об эффективности такой формы трансграничного сотрудничества, как еврорегионы. Докторант Национальной академии управления при Президенте Украины Сергей Гакман акцентировал внимание на том, что «в составе рабочих органов еврорегионов практически не представлены негосударственные организации». На эту же проблему указал и заведующий кафедрой политологии Молдавского госуниверситета Валериу Мошняга, который отметил, что «например, в еврорегионах «Верхний Прут» и «Нижний Дунай» сотрудничество уже поднялось выше советско-парадного уровня, однако, гражданское общество и мелкий бизнес практически в него не вовлечены». Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Ева Киш отметила, что наши еврорегионы пока что не готовы использовать программы Европейского Союза. По ее словам, только с Венгрией Украина имеет соответствующую концепцию приграничного взаимодействия. Впрочем, заведующий кафедрой Одесского национального университета Александр Топчиев призвал не ставить крест на еврорегионах. «Они пока себя не проявили, но это не означает, что такая форма сотрудничества плоха. Скажем, если бы существовал еврорегион «Керчь — Тамань», строительству дамбы до Тузлы предшествовали бы переговоры», — заявил он.
Как свидетельствуют выступления участников конференции, украинская периферия не одинока в своих проблемах. В частности, похожие трудности возникают и в приграничных регионах Литвы. По словам заведующего отделом Государственного института геологии и географии Литвы Ричардаса Баубинаса, литовское приграничье можно назвать проблемной полосой: только три из 29 самоуправлений соответствуют общегосударственному уровню развития. При этом, как свидетельствуют результаты опроса предпринимателей, проведенные в приграничной полосе, 84% респондентов знают, что со вступлением страны в Европейский Союз функции границы изменятся, но не имеют четкого представления об этих изменениях. Только половина опрошенных литовских предпринимателей могут назвать хотя бы одну программу ЕС, связанную с региональным развитием. О возможностях воспользоваться помощью Евросоюза знают главным образом средние и крупные предприятия, а меньше всего о новых перспективах думают самые мелкие фирмы, составляющие около 72% предприятий приграничных зон.
По убеждению Ричардаса Баубинаса, приграничным регионам — и не только литовским — в первую очередь нужно заботиться о человеческих ресурсах, уровне общего образования и знании о деятельности Европейского Союза. Кроме того, необходимо, чтобы помощь и инвестиции, поступающие в пограничную полосу, не «перетекали» вглубь страны. Нужно налаживать связи между самими приграничными областями, которые сегодня оставляют желать лучшего, вести информационную работу с мелкими предприятиями.
По словам ученого секретаря Национального института проблем международной безопасности Любомира Токара, «с первого мая нас ждет встреча с новыми реалиями стратегии региональной политики ЕС: приоритетом экономического развития над социальным, стимулированием частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, усилением информационных возможностей регионов и тому подобное». «В соответствии с современной региональной политикой Евросоюза,— отметил господин Токар, — Брюссель будет выделять только 30% средств на развитие регионов, 70% каждое государство должно будет искать в своем бюджете». Поэтому мы должны учиться у своих западных соседей, как находить и использовать эти средства. «Например, одна из самых бедных стран ЕС — Ирландия — вложила полученные от ЕС средства в человеческий фактор: ликвидацию безработицы, инновации — и получила блестящий результат. Другая страна — Греция — вложила средства в развитие инфраструктуры — и достигла намного меньших успехов», — рассказал Любомир Токар. По его словам, западные регионы Украины должны максимально использовать возможности соседства с ЕС. «Мы не считаем, что граница Европы пройдет по нашему западному периметру, но для того, чтобы так не произошло, нужно приложить все усилия», — подытожил господин Токар.