Читателям «Дня» известно из наших предыдущих публикаций о том, какие политические баталии разворачивались и в прошлом, и в нынешнем году вокруг принятого на высшем уровне российской власти и поспешно исполненного на уровне чиновников в Москве и Московской области решения о расширении территории столицы сразу в два с половиной раза. Произойти это должно было — и уже произошло 1 июля нынешнего года — за счет фактического отторжения части территории трех подмосковных районов. Политическая оппозиция, да и просто здравомыслящие специалисты, предупреждали власть о том, что это, во-первых, сразу ударит по состоянию остающихся в составе области трех «усеченных» районов — Ленинского, Наро-Фоминского и Подольского, которые до расчленения их территорий были донорами областного бюджета, а после 1 июля автоматически становятся дотационными: ведь их дотоле единые экономические организмы оказываются попросту разорванными. Во-вторых, подобное резкое изменение соотношения передовых и отстающих районов в составе области самым негативным образом скажется на общем финансово-экономическом положении всей области.
Напомним читателям, что 20-летнее нахождение российской экономики в положении поставщика энергоресурсов, сырья и малообработанных полуфабрикатов для передовых государств мира (и на Западе, и на Востоке) обрекло подавляющее большинство регионов Российской Федерации на беспросветное положение дотационных. Это значит, что расходы (в том числе на социальные цели) их бюджетов устойчиво, год за годом, не покрываются доходами. Причины для различных регионов разные, но одна, главная, является общей для всех: на их территории, увы, нет нефтегазовых месторождений, развитие которых, по сути дела, только и интересует нынешнюю российскую власть. Все же прочие производства, включая высокотехнологичные обрабатывающие, в реальной действительности как не получали, так и по-прежнему не получают достаточной государственной поддержки, несмотря на постоянные заверения высших российских руководителей об обратном.
Поэтому бюджетная система сегодняшней России представляет собой словно бы перевернутую основанием вверх пирамиду: бюджеты десятков регионов держатся за счет перераспределения через федеральный бюджет специальных перечислений (или трансфертов), образующихся за счет поступлений от сравнительно небольшого числа регионов-доноров. К их числу относятся, разумеется, «нефтегазовые», а также несколько «металлургических» регионов, кроме того, сконцентрировавшая у себя большинство финансовых потоков страны столица — Москва — и Санкт-Петербург.
Наконец, все последние годы к числу немногих регионов-доноров относилась и Московская область. Да, на ее территории тоже нет нефтяных полей и газовых скважин, но созданный в Подмосковье еще в советское время научно-производственный потенциал был настолько мощным, что даже в усеченном за период существования «независимой» России виде он позволял области самостоятельно выполнять обязательства и перед федеральным бюджетом, и перед собственным населением.
Однако так было до нынешнего года, а после 1 июля перед Московской областью реально замаячил переход в категорию дотационных регионов. На минувшей неделе прозвучал тревожный звонок в ходе заседания правительства области, одобрившего проект бюджета региона на будущий год. Первое, что всем бросилось в глаза, — это сокращение на 10 процентов всей его доходной части, что составляет 28 млрд рублей. Причем главную причину никто и не думал скрывать: это случилось в связи с разделением территории трех известных нам районов и перехода их в отстающие. Остатки — иначе не скажешь! — этих районов в составе области не только перестали давать доход в областной бюджет, но и потребовали увеличения его расходов на прямое «латание» образующихся «экономических дыр» на их территориях.
А «дыры» эти в финансовом отношении оказываются очень немаленькими. Вэтой связи напомним о состоявшейся в конце августа специальной встрече мэра столицы С.Собянина с губернатором Московской области С.Шойгу, по результатам которой было подписано, наверное, уникальное соглашение в истории российских федеративных отношений. В соответствии с ним оставшиеся в составе области в усеченном виде Ленинский, Наро-Фоминский и Подольский районы получат из бюджета Москвы по 3 млрд. рублей каждый (всего, стало быть, 9 млрд рублей). Средства будут перечисляться а течение трехлетнего периода равными долями, то есть по 1 млрд рублей в год каждому району.
Случай, действительно, уникальный: регион-донор (то есть Москва) тем самым официально признает, что своими территориальными приобретениями (непонятно для чего осуществленными) нанес прямой ущерб экономике соседнего региона! Приходится «раскошеливаться» из собственного бюджета. С другой стороны, при тех тарифах и ценах за услуги ЖКХ, на продукты, на лекарства в аптеках, которые в Москве и так уже запредельно высоки, да еще и постоянно возрастают, вряд ли эти миллиарды являются лишними в бюджете самой столицы. Для социальной поддержки москвичей они бы явно пригодились...
Ну, а что касается области, то ведь столичные миллиарды не «залатают» возникшие дыры. Ведь, как было объявлено на упоминавшемся заседании правительства Подмосковья, дефицит его бюджета в одном только следующем году превысит 16,6 млрд рублей. А что будет в последующие годы, когда вовсю заработает хорошо известный всем экономистам принцип упущенной выгоды в результате — будем называть вещи своими именами — обрушения хозяйства трех еще вчера нормально развивавшихся районов?.. Неужели мы действительно получим еще один дотационный регион — с населением под 6 млн человек?! Только тогда уже одними перечислениями из столичного бюджета не отделаешься — придется переверстывать, причем весьма серьезно, весь федеральный бюджет.
И тогда вновь со всей остротой встает вопрос: кому, за исключением чиновников высокого ранга, и зачем было нужно ломать границы между Москвой и областью, нанося тем самым прямые убытки и обоим регионам, и всей стране в целом? И кто из них ответит за это?