Первый тур досрочных президентских выборов в Польше (как известно, президент Лех Качиньский разбился на самолете под Смоленском) не выявил явного фаворита этой избирательной кампании. Согласно результатам первого тура выборов, кандидат от правящей партии «Гражданская платформа» Бронислав Коморовский опережает лидера Консервативной партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского чуть более, чем на 5 процентов. За Коморовского проголосовали 41,54% избирателей, за Качиньского — 36,46%. На третьем месте — самый молодой кандидат в президенты Польши, 36-летний лидер Союза демократических левых сил Гжегож Наперальский с 13,68% голосов. Остальные кандидаты в президенты Польши набрали менее 3%.
Понятно, что основная борьба во втором туре развернется между Брониславом Коморовским и Ярославом Качиньским.
УСИЛЕНИЕ ПОЛЬСКОГО ВЛИЯНИЯ
Насколько важно для Беларуси, кто именно станет новым польским президентом? Нужно сказать, что Польша в последние годы серьезно усилила свое влияние на Беларусь. Достаточно напомнить, что председателем Европарламента является поляк по национальности Ежи Бузек, который во время недавнего газового конфликта между Беларусью и Россией заявил, что Европейский Союз не будет вмешиваться в разрешение этого конфликта.
Довольно динамично развиваются и двусторонние экономические отношения между Минском и Варшавой. Польский капитал все более заинтересованно начинает смотреть на возможность инвестиций в ряд отдельных белорусских предприятий.
И все-таки политическая составляющая пока доминирует в белорусско-польских отношениях. «День» уже писал о событиях, связанных с Домом польским в Ивенце Гродненской области, когда в очередной раз столкнулись официальный Союз поляков в Беларуси и неофициальный, который поддерживает польское правительство и именно его оно считает общественным объединением, действительно выражающим интересы лиц польской национальности в Беларуси. Тогда оба союза посчитали, что имеют право на Дом польский. 8 февраля этого года судебные исполнители сделали опись имущества Дома польского и выпроводили из здания активистов неофициального СПБ. Руководство организации расценило это как «захват» и обратилось за поддержкой к польским властям.
Ситуация в Ивенце стала причиной дипломатического скандала — посол Польши в Беларуси Хенрик Литвин был отозван для консультаций в Варшаву. После событий в Ивенце белорусско-польские отношения серьезно испортились. Правда, до какого-то глобального дипломатического скандала все-таки дело не дошло. Польский посол вернулся в Беларусь. А совсем недавно вместо лидера неформального Союза поляков Беларуси Анжелики Борис, которая вызывала особое неприятие властей республики, была избрана другая Анжелика — Орехво.
Надо сказать, что Польша поддерживает не только неформальный Союз поляков Беларуси. Совершенно официально польские власти финансируют спутниковый канал Белсат, вещающий на Беларусь. Причем, как несложно догадаться, в пакете программ этого канала немало довольно острых, содержащих критику отдельных действий белорусских властей. Материально поддерживает Варшава и радио «Рацыя».
СУПЕРНОВОГО ЖДАТЬ НЕ СТОИТ
И вот теперь встает вопрос, будет ли новый польский президент выступать за продолжение финансирования телеканала и радиостанции, вообще поменяет ли он тональность в польско-белорусских отношениях?
Политолог Андрей Федоров считает, что ожидать чего-то супернового в этих отношениях даже после избрания очередного президента не стоит: «Должен напомнить, что в сейме доминирует «Гражданская платформа» Дональда Туска, к которой принадлежит и фаворит нынешней избирательной гонки в Польше Бронислав Коморовский. Когда консервативная партия «Право и справедливость», к которой принадлежит Ярослав Качиньский, вносила на рассмотрение сейма предложения по поддержке средств массовой информации, вещающих на Беларусь, «Гражданская платформа» соглашалась с данными предложениями. К тому же есть еще одно крайне немаловажное обстоятельство. В Польше президент — фигура в основном презентационная, политику страны в большой степени формирует премьер-министр, которым сейчас в Польше является суперпопулярный Д.Туск».
ТОЛЬКО НЕ ЧЕРЕЗ МОСКВУ
Правда, недавно прошедшие дебаты двух основных кандидатов в президенты — Ярослава Качиньского и Бронислава Коморовского — показали, что у них довольно серьезные расхождения по вопросу отстраивания отношений с официальным Минском. На вопрос, какую политику в отношениях с Беларусью выбрал бы каждый из кандидатов президенты — постепенного диалога или давления, Ярослав Качиньский ответил: «Беларусь — это тяжелая проблема, потому что пробовали одну политику, принесла она небольшие результаты, другую — тоже незначительные. Нужен синтез этих двух подходов, но ни в коем случае нельзя принимать решения, которые могут произвести впечатление, что твердая позиция белорусской стороны оценивается поляками как эффективная форма давления».
Ярослав Качиньский также считает, что про ситуацию в Беларуси имеет смысл разговаривать с президентом России Дмитрием Медведевым, который принял приглашение посетить Польшу после президентских выборов. Трудно себе представить, чтобы такое мог сказать Лех Качиньский, который более чем прохладно относился к России и ее внешней политике.
Не согласился с позицией Ярослава Качиньского по Беларуси и Бронислав Коморовский: «Такой политической идеи еще не было! Чтобы с Москвой разговаривать про Беларусь! Я категорически против! Это абсолютно противоречит польским национальным интересам и не принято в международной политике. Это то же самое, если бы белорусы разговаривали про польские дела или с Берлином, или с Россией. Я не согласен! Это во-первых. Во-вторых, Беларусь — это реальная проблема. Польша имеет все большее влияние на восточную политику Евросоюза и должна делать так, чтобы Европа более мощным голосом разговаривала с президентом Лукашенко. И, в-третьих, Польша должна поддерживать не только польские негосударственные организации в Беларуси, но и другие. Потому что из них формируется демократическое общество».
На счет усиления влияния Польши на Беларусь говорит и политолог Геннадий Сокол: «Безусловно, в налаживании диалога ведущих европейских структур и белорусских властей Польша играет чуть ли не ключевую роль. И с каждым годом эта роль становится все больше. Посему мне было очень удивительно услышать про желание Ярослава Качиньского в случае его избрания на президентский пост про ситуацию в Беларуси разговаривать с президентом России Дмитрием Медведевым. Недавний газовый конфликт Москвы и Минска показал истинные цели и задачи Российской Федерации в отношении Республики Беларусь. Россияне хотят максимально привязать нашу страну как политически, так и экономически. Причем это давление на Беларусь с течением времени будет только усиливаться. Поэтому я очень надеюсь, что новым польским президентом станет Бронислав Коморовский».
Правда, Г.Сокол не исключает, что Я. Качиньский свои подходы по отстраиванию диалога с Беларусью еще поменяет: «Понятно, что Качиньский просто пытается завоевать симпатии максимально большего количества избирателей, многие из которых выступают за нормализацию отношений с Россией. Но если Качиньского выберут президентом, то он будет больше думать о защите национальных интересов Польши. А эти интересы предполагают наличие реально независимой и самостоятельной Беларуси».