Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Два конкурента

Лидер Китая прибыл в США
18 апреля, 2006 - 19:55
ХУ ЦЗИНЬТАО / ФОТО РЕЙТЕР

Вчера начался визит лидера Китая в США. Завтра состоится его встреча с Джорджем Бушем. Одна из главных тем — иранский ядерный кризис.

Визит Ху Цзиньтао в Соединенные Штаты, отложенный из- за урагана Катрина, будет отличаться от предыдущих двусторонних встреч. На сей раз встреча президентов стран состоится в тот момент, когда все внимание американцев приковано к торговому балансу между США и Китаем, а также другим экономическим проблемам — таким, как защита прав интеллектуальной собственности.

С торговым дисбалансом между Китаем и США, достигшим в прошлом году 200 миллиардов долларов, в Америке растут настроения о принятии жестких мер. Появились предположения о том, что торговый дисбаланс связан с тем, что валюта Китая ориентируется на американский доллар. Недавний законопроект Конгресса провозгласил введение штрафных пошлин в размере 27,5% на китайский импорт.

Фактически торговый дисбаланс является более запутанным, чем сама по себе эмиссия денег. Глобализация еще больше усилила способность капитала перетекать туда, где инвестиции обещают самую высокую отдачу; аналогично конкурентоспособные товары из низкооплачиваемых экономических систем будут течь в обратном направлении. Именно по этой причине Китай так притягивает американских инвесторов, и не только американских, и поэтому американцы покупают китайские товары.

Безусловно, обменный курс оказывает воздействие на инвестиции и торговлю. Но даже с попытками Китая ослабить связь между женьминби и долларом, вопрос о том, могла ли переоценка сохранить американские рабочие места или улучшить американский торговый баланс, является спорным. В конце концов, Китай не является единственным: Индия и другие конкурентоспособные развивающиеся страны представляют для США подобную угрозу.

Однако, похоже, что Китаю предоставляется хороший шанс, чтобы поразмыслить о том, как увеличить свою прибыль от экспорта, а также как сосредоточиться на защите окружающей среды и экологической рациональности. Таким образом, существует возможность для компромисса, который будет учитывать логичные опасения обеих сторон. Сегодня китайское правительство стимулирует покупательский бум в Америке, медленно, но твердо увеличивая обменный курс женьминби. Разумной политикой США в отношении Китая могло бы быть принятие последовательного повышения курса валюты вместо резкой ревальвации, так как экономическая жизнеспособность Америки является результатом ее собственных инноваций, а не уступок со стороны китайского правительства.

Более сложным вопросом для Ху мог бы стать вопрос о правах на интеллектуальную собственность. Недавняя кампания в Китае по введению суровых мер против пиратства должна поощряться, но это далеко не единственное, что должно быть сделано. Однако в то время, как американское правительство и американские компании задаются вопросом, желают ли китайцы и могут ли они согласиться с такими правами, необходимо рассмотреть данный вопрос с исторической точки зрения. Защита интеллектуальной собственности связана с экономическим развитием, поэтому вопрос должен звучать так: достиг ли Китай той стадии развития, на которой эффективная защита является возможной?

Однако, в таких проблемах есть и положительная сторона, а именно: их непредвиденное появление отражает более тесные и более широкие двусторонние связи. Действительно, китайско- американские взаимоотношения были настолько тесными, что президенты этих стран встречались в прошлом году пять раз. В то время, как эти встречи подчеркнули торговые разногласия, они также привели к более тесному сотрудничеству и существенным достижениям.

Например, обе страны разделяют общий интерес в усилиях, направленных на борьбу с терроризмом, они вместе работают над улучшением гарантий контейнерной безопасности, а также ведут борьбу с торговлей людьми. Их общие усилия, направленные на попытку мирного изменения ядерного курса Северной Кореи, также доказали двустороннее сотрудничество, когда обе стороны могут определять общую степень угрозы безопасности.

Также обе эти страны имеют общий интерес в урегулировании отношений материкового Китая с Тайванем. Текущее положение вещей, устанавливающее статус- кво, предполагает самый высокий общий знаменатель. С таким стратегическим пониманием существует серьезное основание полагать, что переговоры Ху и Буша по поводу недавнего прекращения работы Совета национального воссоединения Тайваня помогут снять напряжение в отношениях. И Китай, и США могут извлечь большую пользу, если будут противодействовать стремлению Тайваня к независимости.

Однако, если взглянуть на все глазами американцев, то мы увидим проявление других спорных проблем в отношениях с Китаем. Недавно озвученная стратегия национальной безопасности выделяет три проблемы: глобальная торговая экспансия Китая, его военная прозрачность и его отношения со странами с «плохим руководством».

Политическая цена серьезного компромисса по этим вопросам оказалась бы слишком высокой для Китая, но это не мешает ему анализировать эти вопросы и находить способ расширения диалога. Среди этих трех проблем военная прозрачность, похоже, является самой деликатной и трудно решаемой. Однако, учитывая огромный размер вооруженных сил Китая, которые в настоящее время достигают 2,3 миллиона человек, приблизительный подсчет указывает на то, что расходы на одного солдата в месяц составляют максимум 2 500 юаней — этого слишком мало для того, чтобы набирать и сохранять конкурентоспособный личный состав. Но если Китай решит увеличить военные расходы, чтобы улучшить качество своей армии, то противоречия с требованиями финансовой стабильности могут сделать проблему военной прозрачности важной для внутренних вопросов, и Китай, возможно, больше не будет в своих отношениях с США рассматривать эту проблему как закрытую.

Прежде всего, мы должны принимать во внимание зрелость китайско-американских отношений в последние годы. Зрелые двусторонние отношения — это та среда, в которой даже трудные проблемы могут обсуждаться в плановом порядке и достаточно быстро. Без сомнения, во взаимоотношениях с США такая структура уже установлена. Теперь нам предоставляется шанс увидеть, ведь как Ху сможет использовать эту структуру, такой вклад он внесет в двусторонние отношения для решения насущных проблем.

» Шен ДИНГЛИ — декан Института международных исследований и заместитель директора Центра американских исследований в Фуданском университете (Китай).

Шен ДИНГЛИ. Проект Синдикат для «Дня
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ