Полемика в Украине о пребывании военного контингента в Ираке несколько утихла после того, как профильный комитет Верховной Рады отклонил соответствующие проекты документов. Однако не исключено, что дискуссии по этому поводу в Украине еще будут идти. Не в последнюю очередь они будут «подпитываться» предвыборной президентской кампанией; определенное влияние, очевидно, будет иметь и ситуация на международной арене. Существуют предположения, что «испанский прецедент» (Мадрид заявил о возможности отзыва своего контингента из Ирака) может повлечь за собой своеобразную цепную реакцию. Не будет ли это угрожать антитеррористической коалиции? Как в США относятся к спорам — уходить из Ирака или оставаться? Об этом в интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Соединенных Штатов Америки в Украине Джоном ХЕРБСТОМ.
— На днях исполнился ровно год, как в Ираке началась война. С тех пор мир стал более безопасным?
— Ирак больше не представляет угрозы для региональной безопасности. Фактор Ирака больше не является угрозой стабильности поставки энергоносителей в мире. Свержение режима Саддама Хусейна сняло настоящую угрозу экономической безопасности, а также глобальному миру. Этот факт помог привлечь к ответственности одного из наибольших нарушителей прав человека в мире — Саддама Хусейна. Но мы понимаем, что война против терроризма продлится еще долго. Президент Джордж Буш предупреждал об этом буквально в первых выступлениях после терактов 11 сентября. В то же время для США и всего мира вполне очевидно, что в этой борьбе терроризму нанесены ощутимые удары.
— Недавно было распространено заявление бывшего эксперта по вопросам безопасности Ричарда Кларка, где он обвинил Джорджа Буша в игнорировании угроз от «Аль-Каиды». Таких заявлений в течение прошлого года звучало множество...
— Что касается обвинений Ричарда Кларка, то в американской прессе в последние выходные появились комментарии советника президента США Кондолиззы Райс, где она указывает на то, что очень внимательно учитывались все факторы, касавшиеся вопросов безопасности. Она также высказала предположение о причинах, побудивших господина Кларка выступить публично со своими наблюдениями именно в этот политический момент. Но я не собираюсь отрицать, что существует действительно очень много — в том числе противополжных — взглядов на войну против терроризма и на кампанию в Ираке. Стоит однако помнить, что некоторые из важнейших стран в мире, вначале имевшие определенные замечания относительно войны, все-таки недвусмысленно поддерживают необходимость содействовать победе мира и стабильности в Ираке. Иными словами, сейчас они уверены в том, что коалиция, находящаяся сейчас в Ираке, должна воплощать взятый курс.
— Но существуют и страны, которые, похоже, сменили свое мнение в другом направлении. Социалисты, победившие в Испании на последних выборах, заявили о возможности выведения своих войск из Ирака. Не считаете ли подобную позицию поводом для кризиса в антитеррористической коалиции?
— Во время телефонной беседы с лидером испанских социалистов Хосе Луисом Родригесом Сапатеро президент Джордж Буш заявил, что США ожидают возможности сотрудничать с новым правительством Испании: «Мы ценим вклад Мадрида в силы коалиции. Испанские силы — профессиональные, и их присутствие в Ираке играет стабилизирующую роль. Мы готовы сотрудничать с новым правительством Испании по вопросам, которые касаются глобальной борьбы с терроризмом».
По поводу дальнейшей деятельности коалиции думаю, что преждевременно и даже неуместно говорить о каком-то кризисе. Я думаю, в международном масштабе в целом и в Европе в частности превалирует понимание необходимости продолжения борьбы против терроризма.
— Многие эксперты высказывают нарекания на отсутствие так называемой «стратегии выхода» сил коалиции из Ирака. Какой, по вашему мнению, должна быть конечная цель международного присутствия в этой стране, а также способы ее достижения?
— Существует общее понимание того, что мы хотели бы видеть стабильный Ирак, который бы уважал права национальных меньшинств и религиозных конфессий, права женщин и был бы открыт для рыночных и демократических преобразований. Именно такое положение дел международное сообщество рассматривает как желательное. Если мы вернемся на год назад и обратим внимание на заявления, которые делали высокопоставленные американские должностные лица, представители других стран коалиции, то мы увидим, что они понимали сложность задачи. Президент США отмечал, что мы останемся в Ираке столько, сколько будет необходимо для того, чтобы выполнить миссию. Очень важно, чтобы все понимали твердость этого намерения. Если установить какие-то конкретные временные рамки пребывания, то фактически мы дадим сигнал врагам стабильности и открытого общества в Ираке: дескать, вам нужно только потерпеть до определенного времени.
— Существуют ли пожелания США относительно длительности пребывания контингентов других государств в Ираке, в частности — Украины?
— Нет смысла искусственно высчитывать ту или иную дату. Важно, чтобы члены коалиции взаимодействовали для поиска путей поддержки друг друга в достижении общей цели.
— По разным оценкам, иракский вопрос должен стать одним из самых главных во время предвыборной кампании в США. Можно ли ожидать каких-то изменений в ближневосточной политике с учетом президентской гонки? Не входит ли в подобные изменения американская инициатива «Великого Ближнего Востока»?
— Думаю, что правительство США заинтересовано в скорейшей стабилизации Ирака в самом широком смысле, независимо от избирательной кампании. Я также считаю, что политика администрации Соединенных Штатов в поддержку открытого общества на Ближнем Востоке основывается на стратегических подходах, а не на тактических соображениях, связанных с выборами.
— После терактов в Испании все чаще звучат заявления о возможности терактов и в других государствах Европы. Как вы оцениваете уровень таких рисков в Украине?
— В соответствии с нашей практикой мы не можем открыто обсуждать информацию, которая может касаться возможных террористических атак. Когда, по нашей оценке, у нас накапливается достаточно информации о вероятности терактов, тогда мы делаем публичные предупреждения об опасности. Например, когда я работал в Иерусалиме, то мы выступали с такими сообщениями довольно часто. В Киеве мне не приходилось приобрести какой-то серьезный опыт с подобными заявлениями. Стоит отметить, что наша информация довольно точна, но в то же время никогда нельзя быть уверенным на сто процентов.
— Политики от оппозиционных сил в Украине заявили на прошлой неделе о необходимости вывести из Ирака украинских миротворцев. Насколько, по вашему мнению, эти заявления политически мотивированы?
— Мы считаем, что единственная ответственная позиция по Ираку — довести начатое дело до конца. Разные партии, разные персоналии занимают определенные позиции по поводу Ирака по разным причинам. Я не считаю для себя возможным комментировать их мотивацию. Но я могу заверить, что стабильность для международного сообщества требует, чтобы коалиция достигла в Ираке успеха. Те силы, которые противостоят коалиции в Ираке, занимаются тем, что подрывают мусульман-шиитов, когда те празднуют свой религиозный праздник, занимаются тем, что подрывают представителей ООН, то есть действуют как террористы. Если они придут к власти в Ираке, то тогда в регионе Персидского залива гарантирована нестабильность, а это будет угрожать всему миру. Возможно, кое-кто отстаивает идею вывода сил из Ирака просто потому, что не очень дальновиден. Но, возможно, у кого-то есть политическая мотивация. Я этого не знаю.
— Как вы оцениваете влияние пребывания украинского контингента в Ираке на двухсторонние отношения Киева и Вашингтона?
— Конечно, двухсторонние отношения улучшились в результате двух решений, которые Украина приняла по Персидскому заливу (отправка РХБ-батальона в Кувейт, а через несколько месяцев — отдельной механизированной бригады в Ирак. — Авт. ). Некоторые критики даже допускали, что эти решения предоставили украинскому правительству иммунитет от других предостережений со стороны США. Эти критики не правы. Пример: как вы знаете, перед приездом в Украину я работал в Узбекистане. Тогда я говорил узбекскому руководству, что решение Ташкента по поводу предоставления Вашингтону возможности базирования военных очень важно для безопасности США и оно улучшит двухсторонние отношения. Но наши отношения не могут стать действительно очень близкими, пока не будет реальных улучшений прежде всего в сфере уважения к правам человека. Если вы внимательно следите за деятельностью нашего правительства, то вы заметили, что мы не колеблемся, когда необходимо выразить обеспокоенность по поводу нарушений демократичности процесса, предшествующего выборам в Украине в этом году. Обеспокоенность касалась использования административного ресурса для блокирования проведения политических мероприятий оппозиции, проблем с закрытием независимых СМИ, в частности радиостанции, которая ретранслировала программы «Свободы» или использования налоговой администрации для давления на политических оппонентов. Все эти обеспокоенности мы высказываем открыто.
— Как вы оцениваете перспективы повышения уровня сотрудничества между Украиной и НАТО во время Стамбульского саммита?
— Я думаю, что еще преждевременно об этом говорить.
— Преждевременно — потому что повышение возможно или, наоборот, все останется без изменений?
— Я думаю, что на данный момент мы оставим то формулировку, на которой остановились.