На днях Европейский парламент резко раскритиковал Турцию за замедление реформ. Евродепутаты даже приняли соответствующий документ, в котором содержится негативная оценка действий турецкой власти и говорится о том, что Турция не смогла выполнить обязательства, взятые ею, получив в октябре прошлого года разрешение на начало переговоров относительно вступления в ЕС. Своими взглядами по поводу последнего решения европейского депутатского корпуса поделился в интервью «Дню» Чрезвычайный и Полномочный Посол Турции в Украине Эрдоган Ишджан.
— Не символизирует ли критика, прозвучавшая на этой неделе со стороны Европарламента, своего рода желтую карточку Турции, которая стремится присоединиться к евросообществу? Является ли это решение Европарламента справедливым и обоснованным?
— Не правильно было бы считать принятое Европарламентом решение желтой карточкой со стороны ЕС. Решение Европарламента не является юридически обязывающим. Опыт показывает, что в большинстве случаев они представляют точку зрения меньшинства, которая может получить конституционное большинство на некоторых заседаниях парламента. Содержание решения противоречит фактам и представляет собой субъективные заключения некоторых членов парламента. Это не первый случай, когда Европарламент принимает решения, которым не хватает объективности и которые приводят к неправильному представлению о состоянии дел. Представители Европейской комиссии уже высказали свое несогласие с этим решением.
— Какова может быть реакция турецкого правительства на критику Европарламента?
— Нет никакого сомнения в том, что турецкое правительство и подавляющее большинство общественности Турции разделяют общее видение, а также сильную волю относительно интеграции или вступления в ЕС, прилагают усилия, направленные на достижение политических и экономических критериев. Огромные успехи были достигнуты в последние годы. Это было четко отражено в докладах Еврокомиссии, несмотря на противоречивые решения Европарламента. Переговоры относительно вступления в ЕС начались в октябре 2005 года между Турцией и Еврокомиссией на основании этих докладов. Сейчас работа по реформированию продолжаются.
— Может ли, на ваш взгляд, Турция стать членом ЕС, если она даже будет соответствовать всем критериям? Ведь Париж (и, в частности, один из основных претендентов на должность президента Франции Николя Саркози) выступает против членства Турции в ЕС.
— Я считаю, что ЕС является проектом «единства в разнообразии», базирующегося на «общих ценностях». Такие страны, включая Турцию и Украину, должны присоединиться к ЕС, если они достигнут полного соответствия «общим ценностям». На протяжении многих лет границы региона решались через конфликты. Включение Турции и Украины в состав ЕС будет означать, что современную Европу связывает набор фундаментальных прав и свобод, объединенных общей целью, несмотря на расу и религию.
— Признает ли Турция геноцид против армянского народа, чтобы достичь продвижения в интеграции к ЕС?
— Надуманные обвинения относительно так называемого «армянского геноцида» не являются вопросом прогресса Турции на пути присоединения к ЕС. Турция проводит транспарентную политику относительно этого вопроса и пригласила армянскую сторону провести общее исследования этой проблемы. Положительный ответ до сих пор не получен. Турция не будет рассматривать вопрос о признании чего-то, не имевшего места.