Война с Ираком кажется неизбежной и будет вестись при поддержке или без поддержки ООН. Экономические издержки такой войны будут огромными, как в плане прямых затрат Америки на войну, так и на ликвидацию ее последствий, а также в виде опосредованного воздействия на мировую экономику. Вероятная война произойдет на фоне слабых экономических условий по всему миру, и она усугубит эту слабость, отправив, по всей вероятности, мировую экономику в рецессию. Исход войны в плане экономики может в значительной степени зависеть от дипломатического контекста. Если Америка будет действовать в одиночку, то возможные экономические издержки войны для мировой экономики будут выше, чем если бы она действовала, заручившись поддержкой ООН.
Издержки, связанные с ведением войны, необходимо сравнить с издержками альтернативных действий. Высокие затраты на войну определенно не являются поводом для бездействия, особенно перед лицом серьезной угрозы того, что Ирак мог бы получить и, в конце концов, применить оружие массового поражения. В то же время стремление решить проблему военным путем, в то время как будет достаточно дипломатических средств — таких как инспекции экспертов по вооружению, угроза возмездия в случае иракской агрессии, готовность ООН действовать, если опасность со стороны Ирака станет неизбежной, — может привести к огромным экономическим (также как и другим) издержкам, которых можно было бы избежать.
В традиционных учебниках считают, что война стимулирует экономику, по крайней мере, в краткосрочном плане. Но этот упрощенный взгляд на экономику военного времени слишком узок, чтобы описать возможное воздействие иракской войны. Мы также должны осознавать, что война с Ираком, даже ограниченная война, может основательно нарушить международный поток товаров, услуг и инвестиций, на которых сейчас зиждется наша мировая экономика.
Эти разрушительные действия могут не только привести к сокращению производства, но и подорвать доверие инвесторов и потребителей, и таким образом ограничить как частные инвестиции, так и расходы потребителей. Таким образом, прямые макроэкономические стимулы, которые могут возникнуть из-за военных расходов, могут быть сведены на нет из-за неопределенностей и разрушений, которыми будет сопровождаться военный конфликт.
Такие неопределенности уже наблюдаются. С конца лета цена на нефть поднялась на несколько долларов за баррель. Начиная с июня, на фондовых биржах США и всего мира произошло падение объемов торгов на 20% в долларовом исчислении. После каждого увеличения вероятности войны наблюдалась тенденция к дальнейшему снижению активности на рынке.
Современная мировая экономика строится на сложной сети глобальных экономических связей, и этим связям война угрожает самым непосредственным образом. Война будет явно и непосредственно угрожать морским перевозкам и особенно морским перевозкам нефти с Ближнего Востока.
Возросшие издержки могут привести к еще большему сокращению потоков капитала через границу, которое и так уже наблюдается на протяжении двух лет с момента прекращения бума на фондовой бирже США. Сокращение потоков капитала через границу ускорилось после событий 11 сентября прошлого года. Прямые иностранные инвестиции в экономику многих развивающихся регионов прекратились, и многие развивающиеся страны, зависевшие от такого притока капитала, в частности в Южной Америке, уже пережили возврат своих экономик в состояние очередного финансового кризиса.
Даже если экономика США, возможно, и испытает некоторое кратковременное увеличение спроса за счет возросших военных расходов, с остальным миром этого не произойдет. Многие страны почувствуют только отрицательное воздействие — нарушение торговли, возросшие цены на нефть, отток международного капитала, сокращение инвестиционных планов — без какой- либо компенсации за счет непосредственных стимулов.
Макроэкономическая ситуация в Америке также вызывает беспокойство. Финансово-бюджетная политика администрации Буша в сочетании с взрывом американского финансового мыльного пузыря конца 90-х столкнули Америку на неустойчивую фин ансово-бюджетную траекторию . В противоположность бюджетному профициту на перспективу «насколько хватает глаз» США сейчас имеют огромный бюджетный дефицит, который будет сохраняться еще многие годы. Война с Ираком, вероятнее всего, приведет к тому, что этот бюджетный дефицит стремительно возрастет.
Возрастание бюджетного дефицита отравит внутреннюю политику США и приведет к бюджетному затору. Это, в свою очередь, может привести к потере доверия потребителей. Поскольку расходы потребителей оставались последним бастионом экономики США с того момента, как лопнул финансовый мыльный пузырь, война с Ираком может пробить брешь в последнем оплоте стабильности американской экономики.
Конечно, стратеги из США имеют скрытые козыри. Они полагают, что война будет быстрой, практически не потребует усилий и профинансирует себя сама, так как США получат эффективный контроль над нефтяными запасами Ирака, что не только опустит мировые цены на нефть, но также профинансирует послевоенную реконструкцию Ирака. Перспектива привлекательна, но, вероятно, нереализуема. Война, возможно, будет совсем не быстрой. Послевоенный Ирак, возможно, останется нестабильным даже в случае быстрого окончания войны. Альтернативный же сценарий полон неопределенностей и беспорядков по всему Ближнему Востоку, с большими нарушениями в потоках нефти, по причине если не военных, то политических неурядиц.
Геополитические издержки односторонней войны США будут еще выше. Быстрая и успешная война при сильной и недвусмысленной поддержке ООН предлагает самый большой шанс избежать огромных негативных экономических последствий. Война, которая настроит весь мир против Америки, может поставить под сомнение весь процесс глобализации, в частности, переговоры по международной торговле. Более того, если США будет действовать в одиночку, то и послевоенные издержки, которые Америке придется нести в одиночку, также будут больше. Открытое и глубокое политическое размежевание между Америкой и остальными ведущими мировыми державами будет способствовать потере уверенности у инвесторов, подрывая, таким образом, глобальную экономическую стабильность.
Проект Синдикат для «Дня»
Джеффри Д. САКС, профессор экономики и директор института Земли при Колумбийском университете.