Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Экономия ресурсов для спасения роста

25 июня, 2008 - 19:57

Примирение глобального экономического роста, особенно в развивающихся странах, с растущими ограничениями на мировые энергоресурсы, продовольствие, землю и воду — это серьезный вопрос нашего времени. Во всем мире цены на сырьевые товары резко растут, не только на те товары, о которых кричат газетные заголовки, такие, как продовольствие и энергия, но и на металлы, пахотную землю, пресную воду и другие важные для роста ресурсы, потому что растущий спрос упирается в ограниченные мировые ресурсы. Всемирный экономический рост уже замедляется под давлением цены на нефть, которая составляет $135 за баррель, и цен на зерно, которые выросли больше чем вдвое за последний год.

Для того, чтобы поддержать глобальный экономический прогресс, нужна новая глобальная стратегия роста. Основной вопрос состоит в том, что мировая экономика в настоящее время является настолько крупной, что она сталкивается с пределами, которые прежде никогда не испытывала. На земле 6,7 млрд. людей, и население продолжает расти приблизительно на 75 млн. в год, особенно в самых бедных странах мира. Ежегодный объем производства на человека, скорректированный в соответствии с ценовыми уровнями в разных частях мира, в среднем составляет около $10 тыс., подразумевая, что общий объем производства составляет около $67 трлн.

Конечно же, существует огромный разрыв между богатыми странами, где объем производства составляет примерно $40 тыс. на человека, и беднейшими странами, где он — $1 тыс. на человека или еще меньше. Но многие бедные страны, в особенности Китай и Индия, за последние годы достигли необычайного экономического роста, благодаря использованию ультрасовременных технологий. В результате, в последние годы мировая экономика росла примерно на 5% в год. Такими темпами размер мировой экономики увеличился бы вдвое через 14 лет.

Однако, это возможно, только если останутся обильные запасы ключевых производственных ресурсов, и если будут приняты меры в отношении изменения климата в результате деятельности человека. Если запасы жизненно важных ресурсов будут ограничены, или если будет нарушен климатический баланс, то цены резко возрастут, промышленное производство и потребительские расходы понизятся, а мировой экономический рост замедлится, и возможно, резко.

Многие идеологи свободного рынка высмеивают идею о том, что ограничения природных ресурсов теперь приведут к существенному замедлению мирового роста. Они говорят, что страхи по поводу «истощения ресурсов», особенно продовольствия и энергии, были с нами на протяжении 200 лет, и мы не умерли. Действительно, производство продолжало расти гораздо быстрее, чем население.

В этом представлении есть доля правды. Более совершенные технологии позволили мировой экономике продолжать свой рост, несмотря на жесткие ограничения ресурсов в прошлом. Но упрощенный оптимизм свободного рынка неуместен, по крайней мере, по четырем причинам.

Во-первых, история уже показывала, как ограничения ресурсов могут тормозить глобальный экономический рост. После резкого скачка в стоимости энергии в 1973 году, ежегодный мировой рост упал примерно на 5% между 1960 и 1973 гг. и приблизительно на 3% между 1973 и 1989 гг.

Во-вторых, мировая экономика значительно больше, чем в прошлом, так что спрос на сырьевые товары и энергоресурсы тоже гораздо выше.

В-третьих, мы уже израсходовали многие из дешевых вариантов, которые когда-то были доступны. Дешевая нефть быстро исчерпывается. То же самое верно и в отношении грунтовых вод. Земли тоже все больше не хватает.

Наконец, наши прошлые технологические триумфы на самом деле не сохранили природные ресурсы, а вместо этого позволили человечеству добывать и использовать эти ресурсы по более низкой общей стоимости, тем самым ускоряя их истощение.

Заглядывая в будущее, мировой экономике нужно будет применять альтернативные технологии, которые сохраняют энергию, воду и землю, или которые позволяют нам использовать новые формы возобновляемой энергии (например, солнечной энергии и энергии ветра) по гораздо более низкой цене, чем сейчас. Многие такие технологии уже есть, и еще лучшие технологии могут быть разработаны. Одна ключевая проблема состоит в том, что альтернативные технологии часто являются более дорогостоящими, чем технологии, истощающие ресурсы, которые применяются в настоящее время.

Например, фермеры во всем мире могли бы кардинально сократить свое потребление воды, перейдя от традиционной ирригации на капельное орошение, при котором используется серия трубок для того, чтобы доставить воду непосредственно к каждому растению, при этом сохраняя или повышая урожайность. И все же инвестиции в капельное орошение в общем являются более дорогостоящими, чем менее экономичные способы орошения. У бедных фермеров может не быть капитала для вложения, или у них для этого может не быть стимула, если вода берется из общедоступных источников, или если правительство субсидирует ее использование.

Подобных примеров много. С большими инвестициями будет возможно повысить фермерский доход, снизить использование энергии на обогрев и охлаждение зданий, достичь большей топливной экономичности автомобилей и более того. С новыми инвестициями в научные исследования все еще можно добиться дальнейших усовершенствований технологий. И все же инвестиции в новые ресурсосберегающие технологии не вкладываются в достаточном масштабе, потому что рыночные импульсы не посылают правильных стимулов, и потому что правительства пока еще не сотрудничают на должном уровне для того, чтобы разрабатывать и распространять их применение.

Если мы продолжим наш текущий курс — оставив это на волю рынков и предоставив правительствам конкурировать друг с другом из-за недостатка нефти и продовольствия — то глобальный рост замедлится под давлением ограниченных ресурсов. Но если мир будет сотрудничать в области исследований, разработок, демонстрации и распространения ресурсосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии, то все мы сможем продолжить достижение быстрого экономического прогресса.

Для начала нужно провести переговоры по вопросам изменения климата, которые в настоящее время уже идут. Богатый мир должен взять на себя обязательства по финансированию огромной программы развития технологий — возобновляемой энергии, экономичных автомобилей и зеленых зданий — и по программе передачи технологий в развивающиеся страны. Такое обязательство также вселило бы в бедные страны решающую уверенность в том, что контроль за изменением климата не станет барьером к долгосрочному экономическому развитию.

Джеффри САКС — профессор экономики и директор Института Земли в Колумбийском университете.

Джеффри Д. САКС. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ