Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Экзамен на демократию

Идет ли Польша к авторитаризму?
21 июля, 2017 - 15:04
ФОТО REUTERS

«Не вытирайте свои предательские морды именем моего светлой памяти брата. Вы его уничтожали, убили, вы — канальи », — эти злобные слова лидера правящей партии «Право и Справедливость» (ПиС) Ярослава Качиньского надолго войдут в словарь польской политики. В течение последних десятилетий Польша переживала несколько громких политических скандалов. Однако нынешний конфликт, разделяя не только конкурентов за власть — политиков ПиСа и оппозицию — но целые общественные группы и даже семьи, рискует стать серьезным вызовом в новейшей истории страны. И дело не только в излишней грубости нынешней публичной дискуссии, откровенном издевательстве над институтом права и подрывании авторитета судопроизводства. Государство, которое буквально несколько лет назад представили как безупречную модель посткоммунистической трансформации и успешный образец построения демократии на обломках социалистической диктатуры, после триумфа ПиСа на парламентских выборах в конце 2015 года переживает ряд сомнительных «реформ».

«СДЕЛАТЬ СУДЫ СПРАВЕДЛИВЫМИ СНОВА»

Одним из программных обещаний ПиСа была реформа судопроизводства. Ярослав Качиньский неоднократно выражал убеждение, что существующая система судов не удовлетворяет общественных потребностей. Политик обещал побороть привилегии и несправедливость, сделать суды ближе к суверену — народу. С этой целью 12 июля в несколько законов, призванных регулировать вопросы юстиции, были внесены поправки. По замыслу авторов проекта, кандидатов в Национальный совет Судопроизводства — ответственного за обеспечение независимости судов конституционного органа — должен избирать парламент, что на практике означает разрушение независимости судебной ветви власти и подчинение ее законодательной, которая сейчас находится в единоличных руках правящей партии.

Подготовленные изменения вызвали решительное и единогласное сопротивление оппозиции. Депутат от крупнейшей оппозиционной силы «Гражданской Платформы» (ГП) Борис Будка не скрывал эмоций: «Вы обманули избирателей, внедряете ПНР (польскую республику времен коммунизма — Ред.) в новой ипостаси, ведь ваша ментальность — это собственно ментальность коммунистов». Другой оппозиционный политик Ежи Мейштович («Современная») отметил, что поправки дают крайне широкие полномочия министру справедливости, который будет иметь решающее слово в процессе назначения судей: «Вы понимаете, какую власть даете в руки одного человека?». В свою очередь, с трибуны Сейма министр справедливости Збигнев Зебро назвал предыдущую систему избрания судей «недемократической». По его словам, механизмы довыборов кандидатов опираются на принцип кооптации, который выводится из устройства до 1989 года, а в результате компромисса с коммунистами — продолжается.

Дополнительным камнем преткновения стал закон о Верховном Суде, принятия которого активно добивается Ярослав Качиньский. В случае принятия этого законопроекта исполнительная власть в лице министра справедливости получает практически неограниченную возможность влиять на назначение судей, начинать дисциплинарные производства в отношении «неудобных» лиц, а тем самым напрямую вмешиваться в вопросы юстиции. Известные правоведы и самоуправление адвокатов уже заявили о попытке приватизации судебной ветви парламентской силой. Западные СМИ говорят о проявлениях «правого, националистического и популистского антилиберализма». Оппозиция взамен предложила более 1000 поправок в законопроект, чтобы замедлить процесс его рассмотрения в сеймовом комитете справедливости.

Немного неожиданно в роли посредника между инициативой ПиСа и критическим голосом оппозиции выступил президент Польши Анджей Дуда. Глава государства также принадлежит к правящему истеблишменту, но в последнее время пытается играть самостоятельную роль. Дуда пригрозил неподписанием законопроекта о Верховном Суде, если парламентарии не примут предлагаемые им изменения. Это, однако, не сняло опасений над Вислой: мало кто рассматривает «протест» президента серьезно.

ЖДАТЬ ЛИ ПОЛЬСКОГО «МАЙДАНА»?

Опасная для демократии судебная «реформа» начиная с 16 июля выводит на улицы тысячи граждан (в столице в воскресенье насчитали 5-10 тыс. участников). Наиболее многочисленные акции протеста прошли в Варшаве (под парламентом и под президентским дворцом), хотя несогласных хватало и в других польских городах. Демонстранты назвали свой протест «Цепью света», символом несогласия стала зажженная свеча. На митингах пестрела партийная символика оппозиции, но протесты показали укрепление внепарламентских сил. Вместо Комитета защиты демократии, который после скандала со своим экс-лидером Матеушем Кийовским заметно утратил популярность, флаг несогласия переняли другие движения: «Граждане Речи Посполитой» и женские организации, которые в прошлом году решительно выступали против запрета абортов. Протестующие обещают остаться под Сеймом до четверга — пока парламент не рассмотрит внесенные в законопроект поправки. Уже организовали городок из нескольких десятков палаток, на сцене выступают представители общественных организаций, вокруг много польских и европейских флагов, звучат лозунги: «Вон Качиньский-диктатор», «Будешь сидеть!», «Свободные суды». И требуют от президента Дуды однозначного вето.

Ослабленная внутренними распрями парламентская оппозиция пытается использовать протесты, чтобы свергнуть партию Качиньского. Такой сценарий представляется маловероятным, ведь ПиС, согласно соцопросам, удерживает стабильно высокую поддержку среди всех политических сил в Сейме. К тому же демонстрации не стали по-настоящему массовыми, как это было в случае украинского Майдана. Не смотрят в сторону оппозиции и митингующие: среди протестующих скептически относятся к «старому» политикуму — идет ли речь о партии ПиС, или ее предшественнике Гражданской Платформе. Разочарование ведущими политиками несет также определенную угрозу. Существует опасение, что кризисом воспользуются антисистемные и популистские партии, нередко с антиунийными и, среди прочих, антиукраинскими лозунгами.

Есть у польских протестов и общая с украинским Майданом черта. Вчера СМИ сообщили об угрозе провокаций со стороны фанатов варшавской «Легии», своего рода польских «титушек». Радикалы обещают «поблагодарить коммунистов под Сеймом, защитников скомпрометированных судов за их участие в уничтожении Польши». Сейчас болельщики не выполнили своих обещаний.

УРОК ДЛЯ УКРАИНЫ

Партия Качиньского пришла к власти под лозунгом слома старой системы, от которой значительная часть польского общества действительно устала. Однако уже сейчас заметно, что «хорошая смена» не имеет никакого долгосрочного видения развития страны. Нынешние реформы даже в оценках крупнейших критиков предыдущего правительства угрожают демократическому устройству правового государства. «Обычный депутат», как любит себя называть лидер ПиСа, хочет совершенно необычных полномочий. После трагической гибели брата, Ярослав Качиньский определенно утратил ощущение реальности, пытается отомстить всем, по его мнению, причастным к роковой смоленской катастрофе. Ломая право, принцип разделения власти и называя Конституцию «такой-себе книжечкой».

Последние события в Польше доказывают, что сказка об успешной посткоммунистической трансформации все еще далека от счастливой концовки. Фукуяма ошибался: история продолжается, а Варшава постепенно становится в один ряд с Будапештом, где критик либеральной демократии и «друг» Путина Виктор Орбан пытается подмять под себя страну. Авантюра с судебной реформой иметь свое продолжение, но уже сейчас можно смело говорить о серьезном экзамене на стабильность польской демократии. Это должно служить хорошим уроком для Украины и всего региона: демократия не дается однажды и навсегда — за нее нужно бороться и беречь от опасных «реформаторов».

Александр АВРАМЧУК, Варшава, специально для «Дня»
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ