Самое омерзительное в истории с несостоявшейся куршевельской партией — это переходящее уже вообще все мыслимые границы бесстыдство участников спектакля. Тут даже не столь важно, в какой степени явленный нам конфликт — очередная инсценировка для разводки лохов, а в какой — результат объективного кризиса сурковского политического режима. Важнее то, что все вовлеченные в этот конфликт стороны даже не пытаются как-то прикрыть главный принцип сложившейся системы: только Кремль может впустить или не впустить в легальную политику какую бы то ни было политическую партию, причем любая партия каждый свой шаг должна согласовывать в том же Кремле. Нет, это не просто не скрывают, об этом говорят как о само собой разумеющемся, как о должном.
Так что всем тем, кто уже с явно сквозящей надеждой заговорил о «бунте Прохорова против системы», хочется сказать: остыньте. Прохоров прямо и, в общем, честно говорит, что бунтует не против системы политического кукловодства, а против неправильного кукловода. За замену его правильным. И это свидетельствует не о вожделенном в некоторых фрондирующих кругах расколе господствующей элиты, а, наоборот, об окончательной ее консолидации. Консолидации на основе признания, что никакой иной политической системы, кроме манипулятивно-имитационной, существовать не может и не должно.
С так называемым расколом элит всегда связывала все свои надежды та часть правых либералов, которая лишь слегка фрондировала по поводу «чрезмерной роли государства в экономике», все прочие принципы нынешнего режима под сомнение при этом не ставя. Именно от них распространяется весьма расхожий сегодня предрассудок: какие-либо общественные перемены возможны, лишь если какая-то часть правящей элиты сама выступит против существующей системы. Причем предполагается, что эта ее часть и должна возглавить оппозицию.
...Путинская государственная элита еще более измельчала даже по сравнению с позднеельцинской. Породив из себя тряпичную куклу, раздутую в вождя нации под общий визг «Мочить в сортире!», она теперь просто не может позволить кому-то из своей среды хоть на полголовы возвыситься над новым хозяином.
Сегодняшняя правящая элита — это закрытое коммерческое предприятие по использованию государственной власти для увеличения личных доходов членов компании. Это корпорация, спаянная длинным шлейфом преступлений, начиная от таких невинных детских шалостей, как присвоение государственных дач, и кончая геноцидом в Чечне. Все повязаны круговой порукой. Если не совершали сами, то поддакивали другим или хотя бы молчали, не возражали, не ушли в отставку в знак протеста.
...В сегодняшней правящей элите нет не то что «прогрессивных», а просто сколько-нибудь живых сил. Может, через полвека из нее что-то и выросло бы, но у страны нет времени ждать. И все попытки слепить нового Ельцина будут приводить только к фарсу, каждый раз все более жалкому.
То, что сурковский режим окончательно сформировал господствующую элиту «под себя», еще не самое плохое. Правящую верхушку саму по себе не так уж сложно устранить. Хуже другое. Зараза пошла вширь и вглубь — в общество. А его-то как раз, в отличие от правящей элиты, нельзя просто устранить и заменить новым. Его можно лишь изменить.
...Вполне возможно, что когда возникнет реальная угроза краха системы, какая-то часть нынешней элиты побежит с тонущего корабля в оппозицию. Принимать ли таких перебежчиков, надо смотреть в каждом конкретном случае отдельно (имеются серьезные сомнения, что от них вообще может быть какая-либо польза, кроме вреда), но вот к лидерству их нельзя подпускать на пушечный выстрел в любом случае. В настоящий же момент, на мой взгляд, самое правильное, что могла бы сделать настоящая, а не шутовская оппозиция, это вообще прекратить допуск перебежчиков в свою среду. Все выходцы из элиты, которые хотели перейти на сторону оппозиции, уже это сделали. Все, кто был способен на поступок, его уже совершили. А дальше, господа, все. Двери закрываются. Кто не успел, тот опоздал...