Недавно состоялся визит премьер-министра Украины Виктора Януковича в Турецкую Республику. Подтвердились ли надежды, возлагаемые турецкой стороной на этот визит? Остались ли преграды, мешающие развитию двусторонней торговли между нашими странами? И самое главное, придаст ли этот визит новую динамику двухсторонним отношениям? Будет ли Анкара менять тактику интеграции в ЕС в связи с недавним решением Брюсселя притормозить переговоры относительно вступления Турции в ЕС. Угрожает ли России расширение НАТО? Об этом «Дню» рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Турции в Украине Эрдоган Шериф ИШДЖАН.
— Я считаю, что сам факт приравнивания Турции к числу стран, которые на приоритетной основе посетил украинский премьер Виктор Янукович после избрания на эту должность в августе прошлого года, четко свидетельствует о большом потенциале дальнейшего развития отношений между Украиной и Турцией. Мы постоянно поддерживаем контакты на высоком уровне. В последнее время отношения стали улучшаться во всех сферах. Усилия, направленные на преодоление существующих преград, уже начали приносить позитивные результаты. В этом отношении, вполне очевидно, что визит премьера Януковича дал новый импульс. Оба премьер-министра выразили возобновленную сильную общую волю поднять украино-турецкие отношения на высший уровень.
Ожидания турецкой стороны относительно этого визита в большой степени подтвердились. Стороны подписали Соглашение о сотрудничестве в оборонной сфере и Протокол об участии Украины в операции «Черноморская гармония». Мы сообщили украинской стороне о некоторых трудностях, с которыми сталкиваются турецкие бизнесмены. Премьеры договорились в первой половине этого года провести заседания межправительственной комиссии по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества, а также комиссии по вопросам туризма. В рамках этого визита состоялось заседание рабочей группы по вопросам энергетики, на котором оба премьер-министра дали согласие на проведение в ближайшее время встречи министров энергетики Украины и Турции, чтобы обсудить вопросы, составляющие общий интерес.
Что касается обстоятельств ведения бизнеса в Украине, то все иностранные инвесторы продолжают сталкиваться с трудностями, и турецкие компании не являются исключением. Нам нужно только, чтобы Украина создала более благоприятный климат для ведения бизнеса. Продолжающиеся реформы уже оказывают позитивное влияние на устранение трудностей. Я твердо убежден, что вступление в ВТО приблизит Украину к мировым стандартам. Мы ожидаем, что все вопросы, имеющие отношение к взаимным инвестициям в Турции и Украине, будут обговорены во время следующего заседания межправительственной комиссии по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества.
— Каким образом может Украина участвовать в проекте Nabucco? Какие другие совместные проекты могут реализовать наши страны в ближайшем будущем?
— Проект газопровода Nabucco простирается от Турции к Австрии через Болгарию, Румынию и Венгрию. Это многонациональный проект, цель которого заключается в поставках газа из Каспия в Европу. Важно отметить, что в последнем документе Европейской комиссии под названием «Энергетическая политика для Европы» газопровод Nabucco является одним из четырех приоритетных проектов.
Премьер-министр Эрдоган во время совместной пресс-конференции 17 января в Анкаре отметил, что проект Nabucco открыт для заинтересованных региональных стран, включая Украину. Модальность такого участия будет обсуждаться между компетентными руководителями в области энергетики наших стран. Мы надеемся, что министры энергетики обеих стран встретятся в ближайшее время и обсудят все вопросы, составляющие общий интерес в сфере энергетики.
— Принимая во внимание последние события в ЕС, в частности, замедление процесса переговоров о вступлении и нежелание некоторых стран-старожилов принимать в свои ряды вашу страну, будет ли Турция менять свою тактику относительно интеграции в евросообщество или нет?
— Длительные отношения Турции с ЕС всегда имели периоды взлетов и падений в зависимости от развития событий в Турции и внутри евросообщества. Однако Турция никогда не отказывалась от усилий достигать европейских политических и экономических критериев, а также вступления в ЕС. Эта цель стала образом жизни Турции. И она продолжает улучшать стандарты турецкого народа, учитывая политические и экономические критерии.
В ответ на последнее решение ЕС замедлить переговоры относительно вступления Турции в ЕС, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган и министр иностранных дел Абдулла Гюль выразили твердую позицию, обеспечивающую непрерывный процесс реформирования. Эта позиция находит поддержку большинства населения. Поэтому перспектива многообещающая. Недавно, уже в начале немецкого председательства, ЕС решил начать переговоры относительно новой главы в отношениях и пригласил Турцию подать свои предложения.
Мы должны помнить, что cтатья 49 Договора о ЕС гласит, что любая европейская страна, уважающая и придерживающаяся европейских ценностей: демократии, верховенства закона, прав человека и фундаментальных свобод, может подавать заявку на членство в ЕС. Европейская комиссия уже сделала заключение в 2005 году, что Турция достигла уровня соответствия критериям ЕС. Соответственно, Совет ЕС решил начать с Турцией переговоры о вступлении.
Турция преисполнена решимости продолжать свои усилия, направленные на полное соответствие европейским нормам. Многие в Европе хорошо понимают, что вступление Турции в ЕС — большая возможность и для Европы, и для Турции. Я убежден, что членство Турции отвечает стратегическим интересам ЕС, особенно с точки зрения продолжающих расти глобальных и региональных вызовов. В то же время мы также знаем, что в Европе существуют различные подходы к этому. Поэтому Европа сама должна разрешить эти разногласия.
— Ваша страна пребывает в НАТО довольно долгое время. Считаете ли вы, что Россия сегодня имеет основания побаиваться расширения НАТО и в частности вступления Украины в эту организацию?
— НАТО никогда не преследовало целей, которые могли бы вызывать обеспокоенность России. НАТО стремится к миру, безопасности и стабильности. И политика расширения НАТО будет и далее базироваться на этих принципах.
— Принимая во внимание нынешнюю ситуацию в мире с новыми вызовами и угрозами, что, с вашей точки зрения, было бы лучшим для Украины: продолжать нынешнюю неопределенную политику относительно НАТО, получить нейтральный статус или как можно скорее вступить в Альянс? Кстати, объяснил ли украинский премьер, пребывая в Анкаре, свое видение интеграции Украины в НАТО?
— Что лучше для страны — должны решать исключительно демократически избранные представители Украины. Что касается Януковича, то он неоднократно объяснял позицию правительства относительно отношений с НАТО. Со своей стороны Альянс поприветствовал решительность правительства продолжать реформы.