Военное партнерство между Киевом и Варшавой приобретает особое значение. Не только тому, что Польша как член Евросоюза и НАТО пытается «продвигать» к решению важные для Украины вопросы на европейском и евроатлантическом пространстве. Довольно важным для Украины является также польский опыт в ее вступлении в Альянс и в реформировании вооруженных сил. Во время недавнего визита в Киев вице-министр министерства национальной обороны по общественным вопросам Республики Польша Мачей ГУРСКИЙ ответил на несколько вопросов.
— Для Украины, которая намерена интегрироваться в европейские и евроатлантические структуры безопасности, очень важным является вопрос информационной политики. Польша перед вступлением в НАТО, наверное, также была вынуждена решать немало проблем, связанных с информационной политикой. Можно ли рассказать обстоятельнее об информационной стратегии, выработанной в вооруженных силах Польши?
— О проведении информационной политики как таковой вообще можно рассказывать долго, и это действительно очень важное дело. Но хочу вспомнить следующий момент — думаю, он ярко свидетельствует о понимании подходов в отношении предоставления информации. В начале 90-х годов прошлого века для Польши, которая тогда интегрировалась в НАТО, очень важным был вопрос объяснить европейцам, что представляет собой наше государство, его культура, традиции. Мы решили в штаб-квартире НАТО в Брюсселе провести, как мы их назвали, «дни Польши». Надо сказать, это было очень интересное мероприятие. Мы представили живопись, музыку — все, что касается нашей культуры, и это было очень ярким и, так сказать, колоритным. Люди увидели нашу военную форму бывших времен, и даже попробовали польское пиво. Знаете, польское пиво в Брюсселе, в Бельгии — это что-то действительно необычное, экзотическое. Думаю, одно такое мероприятие дает эффект намного больший, чем масштабная акция в масс-медиа.
— А если говорить о информационной политике в самом государстве?...
— В Польше, как и в Венгрии, и в Чехии, которые готовились вступить в НАТО, встал вопрос формирования общественного мнения. Здесь важно отметить такой момент. Когда сформировано общественное мнение, даже политические силы, которые раньше составляли оппозицию, начинают менять свое отношение. Т.е. если политик знает, что по какого-то поводу общество говорит «да», то и он впоследствии тем или иным образом будет давать понять, что поддерживает общую позицию. Главные вопросы, на которые следовало обратить внимание во время информационной кампании, — это дать понять рядовым гражданам, что такое НАТО, какие задачи стоят перед Альянсом и как он их решает, и самое главное — что даст вступление в Альянс этому самому рядовому гражданину. Есть большая разница, для кого преназначена информация. Одно дело — представлять материалы интеллектуальной элите, определенным кругам, которые состоят из высокообразованных и осведомленных людей, и остальным гражданам. Здесь главным является то, чтобы потребитель этой информации полностью понимал, о чем идет речь. Журналисты часто попадают в «ловушки» политиков и начинают употреблять слова, смысл которых они (кстати, как часто и сами политики) не понимают. А что касается процессов интеграции в европейские и евроатлантические структуры, то таких терминов очень много. Между тем следует употреблять слова, которые понятны не в каких-то европейских странах, а в первую очередь вашим согражданам. Например, не стоит употреблять распространенный в официальных документах термин «имплементация». Разве нельзя заменить его какими-то соответствующим термином, существующим в польском или в вашем случае в украинском языке? Журналист, как и политик, должен быть уверенным, что его поймет каждый. А если сам журналист не понимает, что пишет, то многие ли рядовые потребители информации поймут, о чем идет речь?
— Начиная с 1989 года, произошло значительное сокращение польской армии, фактически на две трети. Каким образом решались вопросы социального обеспечения военнослужащих, уволенных в запас?
— Действительно, реформирование наших вооруженных сил требовало немало усилий и времени и нуждалось в разрешении многих сложных вопросов, в том числе одного из главных — социальной защиты военнослужащих, которые увольняются из армии. Фактически процесс реформирования закончился не так давно — об окончании этого процесса Министерство национальной обороны Республики Польша доложило 3 января прошлого года. За все время реформирования происходило и сокращение личного состава — надлежало освободить 350 тысяч солдат и офицеров. Но польское оборонное ведомство смогло решить эту проблему. Мы сразу ставили целью сделать этот процесс как можно более безболезненным. В конечном счете несмотря на все проблемы военнослужащие не остались социально незащищенными. Были освобождены только солдаты и офицеры, которые имели выслугу не меньше 15 лет, — после такого срока службы военнослужащий имеет право получать 40% пенсии. Была введена специальная программа, получившая название «Программа реконверсии». Я раньше говорил по поводу применения непонятных терминов, но сейчас даю официальное название программы, как ее назвало министерство национальной обороны. Смысл этой программы состоял в том, чтобы все военнослужащие, которые освобождаются, прошли переобучение за государственные средства и имели гражданские специальности, по которым бы могли работать на гражданке. Кроме того, военнослужащие оказались очень желанными кадрами для других силовых структур — таких как полиция или пограничная служба. Это вполне понятно, ведь военные — это здоровые, дисциплинированые люди с соответствующей подготовкой. Благодаря организации перехода желающих военнослужащих в другие структуры также удалось устроить немалую часть тех, кто подлежал освобождению. Все эти меры вместе и позволили решить социальные проблемы, связанные с сокращением армии.
— Что надо было сделать правительству Польши в плане социального обеспечения военнослужащих во время подготовки вступления в НАТО?
— Не стоит думать, что в Североатлантическом альянсе кто-то выдвигает определенные условия к социальному обеспечению военнослужащих стране, которая намерена вступить в НАТО. Такое обеспечение — личное дело каждого, хотя, понятно, в этом деле стоит изучать опыт других стран, хотя бы для того, чтобы не повторять ошибок других. Но сотрудничество в социальной сфере между странами НАТО — обычное дело, которое к тому же постоянно расширяется. Что касается Польши, приведу такой пример. В организации отдыха для военных и членов их семей мы начали тесно сотрудничать с Португалией. Поэтому ежегодно к нам на курорты приезжают португальские военные, а наши — на места отдыха в Португалию. Причем немалая доля расходов на такой отдых осуществляется по финансовой линии оборонных ведомств обеих стран, и с финансовой стороны это не бьет по карману военным. Это только небольшой пример, но он свидетельствует, что сотрудничество между военными ведомствами стран НАТО — дело полезное для всех, и даже в отношении социальной сферы.