Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Европейская перспектива откладывается, но...

7 августа, 2003 - 00:00

Подразделения политического планирования министерств иностранных дел Германии и Польши подготовили совместное исследование: «Роль Европейского Союза: 25 и больше членов в ХХI веке. Вклад в новый мировой порядок». Положения исследования не слишком отличаются от того, о чем говорилось в «коммуникации» Европейской Комиссии «Новые соседи — Расширенная Европа», разработанного для широкой дискуссии в марте. В частности, указывается на то, что отношения с «новыми соседями» ЕС — Украиной, Беларусью, Молдовой — должны основываться на целостной политике, но при применении индивидуальных подходов, а приоритеты этой политики должны отражать значение отдельных стран для расширенного ЕС. Как известно, с 1 мая следующего года Европейский Союз будет насчитывать уже 25 стран-членов. Документ, разработанный немецкими и польскими исследователями, также указывает на готовность более активно применять существующие региональные структуры, такие как Веймарский треугольник (в рамках которого решались вопросы, прежде всего, сотрудничества в области юстиции и внутренних дел между Германией, Францией и Польшей). Звучит и настроенность Германии и Польши на более активное использование существующих механизмов украинско-польского сотрудничества. Границы, как отмечается в исследовании, должны быть надежными, но не превращаться в барьеры. Предложением для Украины, как считают авторы исследования, могло бы быть участие в разработке общего экономического пространства, которое уже дискутируется между экспертами ЕС и России.

МИД Украины заявил, что положительно расценивает инициативы внешнеполитических ведомств ФРГ и Польши, направленные на исследование роли расширенного ЕС в формировании нового международного порядка и его отношений с «новыми восточными соседями», отмечает «ряд позитивных моментов», и что в Киеве готовы участвовать в разработке механизмов, которые бы позволили сохранить и развивать позитивные наработки пограничного сотрудничества, которые Украина получила в отношениях с западными соседями.

«Повышенное внимание этих организаций к развитию отношений с будущими новыми соседями ЕС свидетельствует о растущем желании государств-членов и государств, вступающих в ЕС, направить восточное измерение внешней политики расширенного Европейского Союза в заранее выверенное русло», — говорится в комментарии. В МИДе в то же время констатировали отсутствие в исследовании упоминания об европейской перспективе Украины.

В комментарии МИД также говорилось, что «сомнительным выглядит тезис о том, что применение ЕС регионального подхода в отношении указанных государств «позволило бы минимизировать... взаимное соперничество». В МИД снова отмечают, что «мы поддерживаем все, что приближает нас к членству в ЕС в долгосрочной перспективе. В то же время мы не можем согласиться с тем, что эту перспективу подменяет».

Инициатива немецкого и польского министерств не была первым шагом после принятия «коммуникации». Еще в начале июля было объявлено о создании инициативной группы (Task Force) для разработки Планов действий между ЕС и Украиной и Россией. Группу возглавит комиссар Европейской Комиссии по вопросам расширения ЕС Гюнтер Ферхойген, тот самый, который три с половиной года назад отказывал Украине в возможности когда-нибудь вступить в ЕС. План действий, как сообщалось, будет разрабатываться для воплощения основных положений «коммуникации», в частности, достижения «четырех свобод» (свободы движения людей, товаров, капиталов и услуг), доступа к внутреннему рынку ЕС, привлечения Европейского инвестиционного банка к проектам в странах — «новых соседях», разработки новых инструментов технической помощи.

В Киеве обращали внимание на то, что все эти пункты были фактически отвергнуты на последнем саммите Европейского Совета в Салониках, и предлагали делать выводы из того, что фактически будет делаться дальше. Известно, в частности, что проблема возможности либерализации визового режима, не говоря уже об его отмене, сейчас не стоит на повестке дня переговоров между ЕС и Украиной, хотя с Россией на эту тему уже начинают разговаривать. «Общее пространство» не может быть реализовано до тех пор, пока Украина и Россия не станут членами ВТО. Действие программы TACIS завершится через три года. При том ее идеология ни коим образом не была направлена на возможность подготовки стран бывшего СССР если не к вступлению к ЕС, то, по крайней мере, к институциональной совместимости.

Термин «новое соседство», уже практически вошедший в лексикон ЕС и стран-членов ЕС, также не будет вечным. «Коммуникация» Европейской Комиссии рассчитана на период до 10 лет, а потом все равно придется искать возможности либо настоящей интеграции, либо мотивированного отказа. Сейчас, насколько известно, МИД начинает разрабатывать свой вариант плана действий сотрудничества с ЕС, построенный на конкретных и реальных предложениях. Возможно, это — наиболее оптимальная форма на сегодня. Особенно с учетом того, что то, как будет восприниматься Украина, насколько будет воспринят ее голос, насколько ЕС сможет перейти к варианту заключения чего-то подобного «Европейскому соглашению» и режиму ассоциации с широкими возможностями, в большой степени будет зависеть от самой Украины. Как знак на Западе называют 2004 год.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ