С глобальными геополитическими изменениями в мире и Европе значение Европейского Союза значительно возрастает. Одним из главных средств этого роста становится новый вектор европейской интеграции — общая европейская политика безопасности и обороны. Пытаясь адекватно реагировать на современные вызовы и угрозы, Евросоюз начал разработку концепции общеевропейской системы безопасности и собственных сил быстрого реагирования. В этом направлении одной из основных задач становится деятельность по предупреждению и урегулированию кризисов вблизи границ ЕС.
Становится очевидной важность и необходимость активного участия Украины в новой системе европейской и евроатлантической безопасности. Для нашего государства развитие структур безопасности ЕС — это возможность параллельно с укреплением особого партнерства с НАТО развивать отношения в сфере безопасности и обороны с ЕС, вступление в который является стратегической целью Украины. Сосредоточение интересов ЕС не только в политике и экономике, но и в сфере безопасности увеличивает шансы нашей страны на достижение стратегической задачи — членства в ЕС.
Украина уже предпринимает первые шаги в направлении будущего участия в европейских силах безопасности. Возможными направлениями сотрудничества между Украиной и ЕС являются предоставление услуг по перемещению войск или перевозке военных грузов с применением авиатранспортных возможностей Украины; возможность привлечения украинских военных подразделений к проведению операций по урегулированию кризисов под эгидой ЕС; развитие сотрудничества между предприятиями военно-промышленного комплекса, соответствующими компаниями Украины и государств ЕС в сфере осуществления совместных проектов по исследованиям и разработке новых типов вооружения и военной техники, а также модернизации уже существующих видов; сотрудничество в рамках совместных космических программ и разведки.
Особенно перспективна, учитывая стратегию развития сотрудничества Украины и ЕС в сфере безопасности, миротворческая деятельность. Этому способствует большой опыт и высокий авторитет украинских миротворцев, полученный во время урегулирования многих конфликтов в рамках ООН и ОБСЕ, а также тесные стратегические отношения с Североатлантическим альянсом и антитеррористической коалицией под руководством США.
Деятельность военных миротворческих контингентов ЕС начинается именно с тех регионов, в которых неоценимый многолетний опыт работы имеют украинские миротворцы. Участие Украины в миротворческих и стабилизационных операциях содействовало как существенному приближению стандартов украинских сил к уровню НАТО, так и быстрой адаптации возможных украинских подразделений к нормам и стандартам сил быстрого реагирования ЕС. Кроме того, необходимо учитывать проблемы ЕС в формировании собственных сил безопасности. В частности, это неполная готовность европейских государств организовать необходимое количество военнослужащих и техники, а также обеспечить операции соответствующим нормам ЕС финансированием. Европейскому Союзу трудно будет обойтись без привлечения Украины и к такому необходимому делу в процессе осуществления миротворческой деятельности, как стратегические авиационные перевозки.
Евросоюз сегодня возлагает большие надежды на региональные структуры безопасности вокруг границ ЕС, особенно восточных. Именно поэтому неотъемлемой составляющей европейских и евроатлантических интеграционных устремлений Украины является региональное сотрудничество, которое, в первую очередь, будет включать активное сотрудничество в сфере безопасности и обороны с членами и кандидатами на членство ЕС и НАТО. Вполне реальны перспективы совместного с Евросоюзом урегулирования конфликтов и на постсоветском пространстве, в частности, в Приднестровье.
Безусловно, скорость сближения Украины с ЕС зависит в первую очередь от укрепления демократических основ украинского общества, развития рыночной экономики. Несмотря на наличие ряда проблем в этих сферах, даже в нынешних условиях потенциал углубления сотрудничества Украины с ЕС в сфере безопасности не стоит недооценивать. Именно сотрудничество в сфере безопасности и обороны может придать мощный толчок Украине в направлении ее интеграции в ЕС, ведь общая политика безопасности и обороны ЕС является той сферой европейской интеграции, в которой важность и необходимость участия Украины неоспоримы.
Во-первых, среди других стран, желающих присоединиться к ЕС, Украина в сфере безопасности может стать не только потребителем, но и реальным вкладчиком — в сфере стратегических транспортных перевозок, использования космоса, разведки, миротворческого участия, правоохранительной деятельности, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и так далее.
Во-вторых, в направлении евроинтеграции Украина может двигаться как через непосредственное сотрудничество с ЕС, так и используя существующие возможности стратегического сотрудничества с НАТО. Статус Украины как государства, имеющего особые отношения с НАТО, открывает реальные перспективы для приближения к стартовой позиции, с которой она могла бы рассматриваться как потенциальный член Европейского Союза.
Подытоживая представленные выше соображения, стоит отметить, что сегодня идет сложный процесс формирования в общественном сознании отношения к ключевым для нашего государства процессам: расширению ЕС и материализации Общей европейской политики безопасности и обороны. Определенные противоречия, неопределенность позиций населения Украины по поводу процессов, происходящих на Европейском континенте, обусловлены как сложностью внутренних трансформаций внутри ЕС (в частности, в военной сфере), так и недостатком информации. При проведении соответствующей разъяснительной и информационной политики, в Украине указанные результаты могут быть значительно улучшены. А значит, будет преодолен ряд препятствий (в виде сегодняшнего довольно негативного отношения населения к военному сотрудничеству Украины с влиятельными европейскими институциями) на пути европейского прорыва нашего государства, его интеграции в общеевропейскую систему безопасности.