Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Европейскость без разграничений

В Киеве состоялся научный коллоквиум, посвященный проблемам границ Украины в прошлом и в современности
7 декабря, 2010 - 18:29
МИШЕЛЬ ФУШЕ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Что такое границы — между людьми, партиями, нациями, государствами и эпохами? Где, когда личность (или же и целый народ) подходят к тому пределу, что за ним, собственно, уже появляется новое качество — общества, территориальных или общегосударственных структур, этнических пространств (а это же и есть границы)? Что такое границы осознанные, которые можно юридически оформить, отодвинуть или ликвидировать, и границы неосознанные (то есть те, которые не воспринимаются именно как границы, или к которым уже окончательно привыкли)?

А впрочем, чтобы не утонуть в безграничном океане вопросов и проблем, перейдем от философии к конкретике. А именно: к границам не абстрактным, а государственно-правовым, прибавим: к границам не других далеких государств, а нашей Украины. Как раз эту проблематику рассматривали участники Международного научного коллоквиума «Границы Украины: исторические и современные культурно-идентификационные проблемы», который работал 2—3 декабря в Институте философии им. Г.С. Сковороды НАН Украины. Вряд ли стоит говорить, насколько важным и очень необходимым является в настоящий момент критический анализ реального расстояния, реальной дистанции, в конечном итоге, реальных границ, которые отделяют Украину от Европы, — в период, когда на территории держав Старого Света бывшие границы или совсем, физически и юридически, исчезают, или, по крайней мере, теряют былое значение.

Открывая этот научный форум, Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в Украине Жак Фор подчеркнул, что фундаментальным качеством современного мира (и Европы) является то, что этот мир очень стремительно меняется. Меняется и Украина. Наше государство, согласно принятому в июне этого года базовому закону, является внеблоковым — но тем более неотложным становится задание и политическое, и юридическое, и ментальное: наладить уравновешенные связи со всеми системами безопасности западнее и восточнее от Украины, найти определенный внешнеполитический баланс в интересах нашего государства, а, следовательно, и Европы в целом. Стратегической целью новой украинской власти, которую эта власть декларирует (начиная с мартовского визита Виктора Януковича в Брюссель), является интеграция Украины в Европейский Союз, напомнил французский дипломат. Иногда звучит вопрос: как, собственно, совмещаются эти две ориентации Украины, а именно: на внеблоковость и на членство в ЕС? «Для меня, — отметил Жак Фор, — это является частью более широкой и сложной проблемы «местонахождения» Украины на политической и духовной карте Европы. Думая обо всем этом, — прибавил господин посол, — я, бесспорно, остаюсь оптимистом, ведь, много путешествуя по Украине, имею возможность часто общаться с молодежью, и хотел бы сказать: для молодых украинцев ответ на все эти вопросы является, очевидно, «европейским», потому что они имеют уже «расширенную Европу» в своей голове!»

Директор Института философии им. Г.С. Сковороды НАН Украины академик Мирослав Попович в своем поздравительном слове вспомнил, как участники другой, в чем-то аналогичной международной конференции по границам, которая не так давно проводилась во Львове, решили «на свой страх и риск» пересечь украинско-польскую границу (второй этап работы конференции планировался уже в польском Перемышле), причем пересекли «инкогнито», так, как все рядовые туристы. «За многие часы ожидания, — горько пошутил академик Мирослав Попович, — мы все очень «обогатили» свое представление о реалиях Государственной границы Украины. Следовательно, — подчеркнул Мирослав Владимирович, — это лишний раз подтверждает, что все, что происходит на уровне теории и деклараций, — это одна область жизни, а весьма суровая реальность — это совсем другое. Украина, которая граничит сразу с четырьмя странами Европейского Союза, должна была бы находиться в эпицентре сложных политико-дипломатических, социальных и психологических процессов, которые изменяют лицо нашего континента.

Политолог, историк и дипломат Мишель Фуше (Институт высших студий национальной безопасности, Франция) обстоятельно проанализировал изменения в системе европейской и мировой безопасности и, как следствие, изменения в системе границ Старого Света. Нигде в мире, заметил оратор, за последние 20 лет не создавалось столько новых государственных границ, как именно в Европе (особенно Восточной и на Балканах). Это создало полностью новую конфигурацию европейских межгосударственных связей, и, конечно, такой процесс не может обойти и Украину, ведь она — не изолированный от остального мира остров. Когда-то безгосударственные народы, сказал господин Фуше, которые всегда находились на периферии мощных империй, в настоящий момент необратимо почувствовали себя полноценными нациями (периферий уже нет!) со своими стабильными и безопасными границами. Начало этому процессу (по мнению французского специалиста, мы можем даже говорить о «геополитической лаборатории, которая начала мощно двигаться») положило, безусловно, падение (точнее, открытие) Берлинской стены в ноябре 1989 года.

Ярким примером вероятных глубоких геополитических изменений в современной Европе (что, конечно, не может не повлиять и на безопасность системы границ) является, как считает Мишель Фуше, превращение России, которая была организована как империя («или как территориальная целостность», осторожно уточнил господин Фуше), а теперь, возможно, вступает в новый этап — строительства постимперского национального государства. При случае французский дипломат сделал, между прочим, интереснейшее замечание: нужно различать национально-государственные (то есть, следует понимать, всеми признанные, законные) границы и «границы режимов» — последние имеют несравненно низший уровень легитимности. Еще одна серьезная проблема, которую отметил в своем выступлении на коллоквиуме мсье Фуше, это иллюзия одновременного решения всех проблем (в том числе и тех, которые связаны с границами) при вступлении в ЕС — это не совсем так, признал оратор.

Господин Фуше сделал также и короткий исторический обзор становления и развития административных и государственных границ Украины, которые, по его оценке, «присоединялись отдельными сегментами, которые по происхождению являются очень разными». А завершил свой обзор французский представитель осторожным намеком на «взаимосвязь границ Украины и ее безъядерного статуса, потому что была, в случае другого решения, чем то, которое было принято в действительности, опасность ревизии этих границ». Интересное заявление! Не менее интересно также другое, уже «под занавес» выступления Мишеля Фуше: «Относительно вступления в ЕС — Турции мы ясно говорим «нет», а Украине — не говорим ни «нет», ни «да», потому что вы — в промежуточной зоне, на приграничье».

Александр Сушко (Украина), который представлял Институт евроатлантического сотрудничества, выступил с интересным докладом «Границы Украины — границы Европы: как определяется место Украины на ментальной карте Европы». Украинская граница, отметил господин Сушко, является парадоксальной. С одной стороны, говорят (и это правда), что она не до конца упорядочена. С другой же стороны, эта граница, к тому же, является одной из самых тяжелых и пренеприятнейших границ в Европе (если ее пересечение, в западном направлении, прежде всего, отнимет у вас 6-8 часов — это еще совсем не наихудший вариант!). Вообще, подчеркнул Александр Сушко, Украина является очень интересным феноменом европейского пограничья — потому что именно здесь проходил самый восточный рубеж античных городов-государств, именно здесь дальше всего на восток распространилось Магдебургское право, а также территория влияния монашеских рыцарских орденов). Но никогда ни один из этих исторически важных компонентов не распространялся одновременно на всю территорию Украины! Часто даже кровавые силовые конфликты продолжались вокруг распространения (или же вытеснение) этих весомых признаков европейскости. К тому же Россия много веков, со своей стороны, выстраивала свой «русский мир», который был альтернативой «европейскости», заметил господин Сушко. Это «долгоиграющий» вопрос, который не может быть решен просто с изменением политической власти. Вообще же проблема границ, по мнению оратора, — это проблема формирования, укрепления (или размывания, эрозии) национальной идентичности и целостности. Другие государства Европы уже решили, в отличие от Украины, эту проблему.

***

И все же, оставаясь оптимистами, помним: в наших силах интегрировать (не в далеком будущем, а значительно раньше!) Украину в европейскую семью народов. Интегрировать в ту Европу, которая, похоже, постепенно оставляет в прошлом вооруженные конфликты, раздор, ксенофобию и враждебные границы.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ