На прошлой неделе возглавляемое Романо Проди правительство Европейского Союза утвердило долгожданные реформы, направленные на восстановление доверия к Еврокомисии, которая в марте этого года вынуждена была уйти всем составом в отставку из-за обвинений в мошенничестве, неумелом руководстве и кумовстве.
Заместитель Проди Нейл Киннок, бывший лидер британских лейбористов, отвечающий за проведение реформ, утверждает, что нынешние изменения будут самыми большими за всю сорокалетнюю историю существования руководящего органа ЕС. Он, в частности, отметил, что количество отделов еврокомиссии будет сокращено с 42 до 36, в результате чего высвободятся 365 человек. Будут упразднены 60 должностей советников.
Отныне на руководящие должности в департаменты будут назначать, учитывая, в первую очередь, индивидуальные качества и опыт кандидатов, а не то, какую страну они представляют. До этого такой элементарный принцип был здесь проигнорирован. Если раньше за какой-то страной был закреплен определенный пост, скажем, контроль за сельским хозяйством, то теперь такого не будет. Эти посты по очереди будут занимать представители разных стран. Романо Проди также приказал комиссарам ограничить свой персональный штат шестью лицами, причем половина из них должна быть из трех различных стран.
Начиная с этого месяца, еврокомиссары лишились многих привилегий, таких как право покупать сигареты, спиртные напитки и бензин без налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизного сбора, а некоторые товары личного пользования — без уплаты пошлины. Это не очень болезненно ударит по их карману, ведь уполномоченные ЕС получают по 16 тысяч евро в месяц. Правда, останется льгота для еэсовских должностных лиц, впервые переезжающих в Брюссель. Они смогут на протяжении года покупать без НДС автомобили, радио- и телеаппаратуру, холодильники и другие товары личного потребления. Еврокомиссары будут пользоваться дипломатическим иммунитетом только во время выполнения официальных функций.
Эти шаги команды Проди получают широкую поддержку среди стран-членов ЕС. А вот в отношении конкретной даты присоединения к евросообществу шести стран, полтора года назад начавших переговоры по этому вопросу, уже возникли острые споры. В частности, представитель Польши на переговорах с ЕС Ян Кулаковский заявил в интервью АП, что Франция и ряд стран выступают против определения даты вступления новых кандидатов на декабрьском саммите ЕС в Хельсинки.
Австрия даже прибегла к «атомному шантажу» против Словакии, заявив, что применит вето при рассмотрении вопроса о присоединении этой и ряда других стран к переговорам о вступлении в ЕС. Тем самым Вена хочет добиться как можно более быстрого закрытия расположенной в 60 километрах от австрийской границы атомной электростанции чернобыльского типа в городе Бохувице.
Самым активным сторонником скорейшего расширения ЕС является немецкий канцлер Герхард Шредер, считающий, что сообщество может принять первую волну новых членов уже в 2003 году, а не в 2004, как на этом настаивает комиссар по вопросам расширения ЕС Гюнтер Верхайген. Конечно, к этому времени кандидаты должны «подтянуть» свою экономику и согласовать свое законодательство с европейским. По мнению канцлера, нельзя держать страны-кандидаты на вступление в ЕС в неопределенности, ведь тогда на Востоке вполне возможно возникновение новых конфликтов наподобие косовского. Но к этому времени в ЕС необходимо провести радикальную реформу, в частности, о принятии решений большинством. Ведь нынче тут руководствуются правилами, принятыми при учреждении Общего рынка в 1958 году шестью странами. Эти правила более-менее срабатывают при нынешнем количестве членов ЕС, а когда к этой организации присоединятся по крайней мере 12 стран, то трудно представить, что евросообщество останется управляемым.