Аргентинский кризис перестал быть новостью номер один мировых масс-медиа. Видимо, вследствие того, что президентская чехарда выглядит прекратившейся, проявившиеся было опасения по поводу установления очередной военной диктатуры изначально выглядели беспочвенными, а в скорое восстановление страны после потрясений все равно никто не верит. «Кастрюльные бунты» по-прежнему поддерживаются абсолютным большинством населения. Банки уже честно признаются, что денег нет. Между тем одно из последних социологических исследований утверждает, что в Аргентине появилась новая категория населения — «новые бедные». Скандал же по поводу того, что у экс-президента страны Карлоса Менема обнаружились немалые счета в Швейцарии, вообще выглядит сущей мелочью. МВФ дал понять, что властям страны не стоит даже надеяться на то, что Аргентина сможет получить 15 млрд. долларов, на которые новое руководство, похоже, всерьез рассчитывало — фонд намерен оказывать Буэнос-Айресу лишь техническую помощь. Прежде всего, в виде советов. Одновременно Аргентине пытаются помочь Всемирный банк, советники из США, Мексики, Бразилии, Чили, Индонезии и Испании. В случае успеха, вероятно, будет накоплен действительно уникальный опыт создания рецептов на основе наложения несовместимых между собой принципов.
Объявлено о том, что футбольные клубы задолжали своим игрокам около 100 млн. долларов. Власти, как сообщается, намерены сделать все, чтобы чемпионат начался, как и положено, в феврале. Что будет в противном случае — трудно предположить. Ибо если темпераментных аргентинцев еще и лишить любимого зрелища, ситуация может стать полностью неконтролируемой.
Аргентинская ситуация красноречиво демонстрирует, что даже активная работа западных банков ничего не гарантирует. Президент Дуальде вынужден был извиниться за то, что вкладчики, если и получат свои деньги, не в долларах, а в песо. Ибо банковская система — в плачевном состоянии, денег нет (сумма исчезнувших вкладов оценивается в 46 млрд. долларов). Где делись деньги — неизвестно. Предполагается, что они покинули страну нелегальным путем. Между тем вклады находились главным образом в филиалах вполне респектабельных банков США, Великобритании, Испании, Италии. В банковских учреждениях проводятся обыски. Вкладчикам от этого вряд ли легче.
Оригинальная попытка объяснить причины тяжелого кризиса в стране, которая вроде бы должна была в теории пережить «экономическое чудо», сделана в работе аргентинского социолога Лопеса. Исследование утверждает, передает РИА «Новости», что бедность вовсе не конъюнктурное явление в этой стране, как утверждают, к примеру, католические епископы, а результат воздействия совершенно определенной социальной структуры, основанной на коррупционной системе власти в течение 26 лет.
По мнению ученого, в течение более четверти столетия все слои аргентинского населения постепенно передавали свои доходы самым богатым согражданам. И чем беднее они были, тем больший процент отдавали — в то же время доля самой богатой части аргентинцев в общенациональном доходе неуклонно увеличивался. Именно в этом и заключается причина появления в Аргентине несуществовавшей ранее категории населения — «новых бедных».
По подсчетам Лопеса, каждая бедная семья, в среднем из четырех человек, ежемесячно передавала наверх социальной пирамиды все эти годы нечто вроде сверхналога в 300 долларов. В итоге в мае 2001 года в Аргентине насчитывалось 15 млн. бедных при населении в 37 млн. человек. Треть населения вообще живет ниже черты бедности. И в результате власти вынуждены объявить чрезвычайное положение в сфере занятости — кроме всего прочего, уровень официальной безработицы составляет 20 процентов. Планируется создание около полумиллиона рабочих мест с оплатой 50 — 100 долларов в месяц — а уровень цен в Аргентине считается весьма высоким. Все это порой весьма сильно напоминает украинские условия, с той лишь разницей, что иностранные банки отнюдь не рвутся работать с украинским населением, а украинским банкам население не доверяет, памятуя скандалы с «пирамидами» недавнего прошлого. И все это говорит о том, что аргентинская ситуация вполне может повториться прежде всего на просторах бывшего СССР. И следовательно, попытки спасти страну от полного коллапса тоже должны быть тщательно изучены.