Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Франция — не оппонент Украины»

Юрий СЕРГЕЕВ о российской призме, картезианской логике и рельсах в ЕС
26 августа, 2005 - 20:18

С Францией в последнее время связано много пессимистических мнений относительно европейских перспектив Украины: «старая Европа», напуганная «польскими сантехниками», провалила Евроконституцию... Не обращаясь к таким дискуссионным вопросам можно вспомнить, например, как в свое время Украина так и не присоединилась к сотрудничеству в рамках «Веймарского треугольника» (Франция — Германия — Польша). Но после смены власти в Украине Париж поторопился заявить, что теперь все будет совсем по-другому. Недавно украинские руководители по очереди побывали с «десантной миссией» в Париже. Французский посол господин Филипп де Сюремен заявил в интервью «Дню», что период «малокровных отношений» — позади.

Работать над оживлением диалога — непосредственная задача посла Украины во Франции Юрия Сергеева. Наше государство достойно отвечает на, в хорошем понимании слова, культурную экспансию французов. Полтора года в Париже функционирует культурная секция нашего посольства, среди ближайших планов несколько концертов ансамбля Которовича, Дни Киева, Дни Украины в Париже, в том числе дефиле украинских модельеров, готовится выставка 500 работ Ивана Марчука... По словам Юрия Сергеева, французы особенно ценят современное искусство, поэтому посольство в своих культурных акциях учитывает их вкусы. О том, что Франция ценит в политических отношениях, как развивать деловое партнерство с одним из локомотивов Евросоюза, Юрий Сергеев во время совещания послов в Киеве общался с украинскими журналистами, в том числе — с корреспондентом «Дня».

— В каком контексте упоминалась Украина во время обсуждения Евроконституции во Франции? Часто слышны мнения о том, что, голосуя на референдуме против проекта основного закона ЕС, французы голосовали против дальнейшего расширения Союза, в том числе — против перспективы вступления Украины.

— Такие мнения, среди других, также были во французской прессе. С ними можно было бы согласиться, если бы не опрос общественного мнения, опубликованный в газете «Фигаро»: 58% французов отдали преимущество европейской интеграции Украины. Провал референдума во Франции следует рассматривать более комплексно. Сами французские политики комментировали его как вызов, в первую очередь, французскому правительству. Население не удовлетворено ни социальными реформами, ни экономическими показателями, особенно в сельскохозяйственном секторе. Много проблем, которые возникли из-за миграции и вызвали массу протестов: вспомните попытку заставить девушек- мусульманок не носить платки в учебных заведениях. Они все вышли на улицу с лозунгом: «Один платок — один голос». Очень конкретное предупреждение. Французы не были против Европы, потому что они учредители Евросоюза. Но они использовали референдум как возможность высказать свое недоверие правительству. И моментально произошла его замена.

Конечно, теперь европейцы будут говорить: «Давайте мы разберемся со своими внутренними проблемами». Но ведь мы должны использовать эту паузу для того, чтобы самим продвинуться на пути реформ.

— Как продвигается реализация договоренностей, достигнутых в результате беспрецедентного «украинского десанта» во Францию?

— В этом году действительно состоялось позитивное изменение в динамике наших отношений. Сама череда визитов во Французскую Республику секретаря СНБОУ, министра иностранных дел, министра обороны, премьер-министра, Президента говорит о том, что есть кардинальные перемены.

В первую очередь хочу сказать, что Франция не является оппонентом Украины. Этот стереотип нужно преодолевать. Францию нужно воспринимать как страну, у которой иное, чем, скажем, у Великобритании, видение своего собственного развития и потребностей Европейского Союза. Англосаксонская модель для нас более понятна: она построена на экономических приоритетах. А французская модель отражает политико-социальные аспекты развития ЕС. Францию, которая живет по своей картезианской логике, я часто называю «страной адвокатов». Например, юридические детали, на которые бы у нас никто никогда не обратил внимания, для них являются чрезвычайно важными.

Первым вопросом, с которым я решил разобраться после назначения послом, было распространенное в нашем обществе утверждение о том, что Франция якобы является единственной страной, блокирующей либерализацию визового режима с Украиной. Но эта проблема не является проблемой исключительно консульской службы или министерства иностранных дел. Поэтому в консульском отделе МИД Франции нас спросили: «Готовы ли пограничники задерживать на границе Украины и ЕС всех преступников, террористов? Сотрудничают ли наши спецслужбы настолько глубоко, чтобы обмениваться нужной информацией?» Оказывается, нет. За 12 лет ни один руководитель этих украинских ведомств не посещал Францию. Французы продолжают: «Настолько ли хорошие отношения между нашими таможенными службами, чтобы либерализация визового режима не привела к контрабандному буму?» Нет, за 12 лет ни одного нашего таможенника не было во Франции. Нас спрашивают: «Можно ли будет сделать невозможным ввоз огромного количества наличности, вместо того, чтобы ваши люди приезжали к нам с банковскими карточками?»

В то же время французы первыми в ЕС пошли с нами на соглашение о либерализации визового режима. Оно было готово к подписанию во время визита министра иностранных дел Франции Мишеля Барнье в Киев 5 февраля этого года. К сожалению, мы не подписали его до Плана действий с ЕС, который предусматривает либерализацию визового режима. Во время своего визита Барнье, руководствуясь картезианской логикой, спросил: «Для чего нам подписывать соглашение, если это предусмотрено Планом действий? Давайте сделаем так: мы, французы, передаем в Брюссель разработанное с вами соглашение, чтобы оно стало основой для соглашения между Украиной и ЕС». Он это сделал, а с июня этого года Франция в одностороннем порядке начала вводить в действие либерализацию визового режима. Она не касается людей, которые хотят поехать по частным приглашениям. Она касается бизнесменов, журналистов, студентов, художников, государственных служащих… Например, если бизнесмен едет во Францию впервые, визу ему дадут на три месяца. Если во второй раз — на полгода. Если у него уже есть устоявшийся контакт во Франции, виза будет действительной до пяти лет.

Второй вопрос, который я начал решать во Франции — это признание наших университетских дипломов, научных степеней и званий. В этом году было подписано соглашение о признании университетских степеней и званий. Что же касается университетских дипломов, осенью 2003 года Франция согласилась помочь нам в интеграции в европейское пространство, инициировав на берлинском заседании министров образования вопрос включения Украины как постоянного члена в Сорбонно-Болонский процесс. И в этом году в Норвегии Украина была принята в этот процесс, который дает теперь нашим университетам возможность полноценно входить в образовательное пространство ЕС.

Еще один интересный, но, наверное, малоизвестный пример. Во время визита министра обороны Украины во Францию ему сделали предложение помочь в реформировании внутренних войск Украины, подчиняющихся Министерству внутренних дел, по модели французской жандармерии, создав в Украине региональный центр подготовки кадров для такого типа формирований. Сейчас ожидается обмен визитами между министрами внутренних дел, ждем приезд шефа жандармерии.

Такие примеры не говорят о том, что нас уже завтра куда-то принимают. Но во время визита Президента достигнута договоренность о разработке «дорожной карты» наших отношений. Кстати, обратите внимание, Франция — единственная страна ЕС, с которой у нас есть такой документ. В нем отмечено, как именно они нам будут содействовать в евроинтеграции. Франция первой предложила своих государственных советников для помощи нашему вице-премьеру по административным реформам, вице- премьеру по евроинтеграции, советников по вопросам юстиции и сельского хозяйства. Эти примеры краткие, но очень красноречивые.

Есть амбициозные проекты, о которых договаривались во время визита премьер-министра в Париж. Планируется, что в ходе визита президента Ширака в Украину, который ориентировочно может состояться в 20-х числах октября, пройдет бизнес-форум и будет сделан промежуточный анализ выполнения этих договоренностей. Во Франции состоялась презентация Одесской области, будут представлены Донецкая, Львовская области и Киев. Путем организации бизнес-форумов мы хотим наладить контакты между малым и средним бизнесом. Что касается большого бизнеса, стоит отметить, что по линии государственной структуры MEDEF в марте в этого года 70 глав больших французских предприятий были в Украине. Определены стратегические направления сотрудничества. Созданы рабочие группы, во время визита премьер-министра Украины во Францию подписаны протоколы о намерениях. Теперь нужно следить за тем, чтобы эти проекты реализовались. Рабочие группы трудятся даже в летний период, поэтому надеюсь, что во время визита Ширака можно будет подвести промежуточные итоги по реализации договоренностей, достигнутых в июне.

— Каковы перспективы сотрудничества в энергетической отрасли?

— Подписаны меморандумы с несколькими компаниями Франции. Франция заинтересована в экспорте нашей энергии, она, как и все в Европе, ищет альтернативные источники. Вопрос непростой, но сейчас продолжается сотрудничество на экспертном уровне, в том числе в тех странах, которые могут быть поставщиками энергии. Более весомым проектом, как мне кажется, является сотрудничество в ядерной энергетике, ведь Франция — европейский лидер в этой отрасли. Кроме того, в этом проекте будут участвовать и другие страны, обладающие соответствующими технологиями. В октябре мы также планируем провести энергетический форум.

— Отражается ли на вашей работе традиционная близость Франции к России?

— Не все так просто, и не все так сложно. Просто нам самим нужно быть последовательнее. Могу вас заверить, что французско-украинские отношения не будут рассматриваться сквозь призму Москвы. Нам всем понятно, что ЕС хочет иметь прозрачные и понятные отношения с Россией. Но контекст этих отношений значительно уже того, к чему мы стремимся. Нам следует учитывать интересы всех, в том числе и Франции, но благодаря конкретному сотрудничеству показывать, что мы готовы к развитию отношений. Знаете, чем мы в свое время удивили Францию? Своим провинциализмом. Вместо того, чтобы делать конкретные вещи, мы предыдущие три-четыре года требовали политических сигналов. Более того, мы прибегали к манипуляциям. 2003 год, встреча Кучмы и Ширака в Афинах. Украинская пресса говорит, что Франция подтвердила свое желание поддержать ассоциированный статус Украины. А Ширак такого не говорил! Он заявил, что «Франция поддерживает ассоциацию Украины в различных сферах». Тот, кто переводил, не обратил внимание на различное толкование глагола. А Ширак говорил о конкретных вещах: «Давайте мы вам поможем интегрироваться в сфере железной дороги». И начиная с конца прошлого года мы с Францией работаем в рамках программы по созданию скоростного движения в Украине. Франция вместе с Италией помогут нам войти в железнодорожную сеть Европы. Франция также предложила обучение, повышение квалификации украинских судей. Вот конкретика, которая необходима!

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ