В апреле 2002 года многолюдные демонстрации, известные как «водная война», заставили президента Боливии Уго Бансера расторгнуть договор с единственной международной корпорацией, заинтересованной в реализации самого крупного проекта страны. Недавно еще одни народные волнения остановили проект по экспорту природного газа в Мексику и США через морской порт в Чили. Зачинщики «газовой войны» использовали ее для свержения президента Санчеса де Лосады и остановки процессов модернизации страны — усиления институтов, открытия рынков и интеграции Боливии в мировую экономику. Эти так называемые «войны» — часть того же конфликта, что вызвал бунты крестьян в сентябре 2002 года, протесты крестьян, занимающихся выращиванием коки, направленные против уничтожения посадок этого растения в целях борьбы с торговлей кокаином, а также отзыв в начале нынешнего года прогрессивной налоговой реформы.
По существу, все это — один непрерывный конфликт между демократией и популизмом, оставляющий будущее Боливии между двух огней. Стороны потеряли доверие друг к другу, а социальные войны вытеснили политический прогресс. При непрекращающемся росте напряженности и недоверия в обществе политики и общественные деятели Боливии остаются в шоке, боясь столкновений с массами. В свою очередь, популисты могут поднять массы, но не могут предложить альтернативу. Они жалеют о прошлом и боятся глобализации.
И пока стороны «воюют» друг с другом, от этого страдает страна: из- за «водной войны» бедняки по-прежнему пьют грязную и дорогую воду, из-за войны газовой мы, скорее всего, не получим новых доходов от экспорта. Боливии нужны лидеры, которые остановят в стране социальные войны, ведущие к застою.
Ради будущего Боливии обе стороны должны более реалистично взглянуть на ее прошлое. Уровень бедности — еще более заметный при урбанизации Боливии — крайне велик, но он был выше перед тем, как начался процесс модернизации страны. Практически все показатели говорят о значительном продвижении за 21 год существования демократии в Боливии. Детская смертность снизилась наполовину, все больше граждан получают образование, а электричество, телефон и услуги санитарно-гигиенических служб стали доступны гораздо большему числу людей. Более того, открыто много новых возможностей для участия в общественной и политической жизни.
Эти успехи — результат смелых институциональных реформ и роста государственных затрат на социальные программы. Они — часть современной демократии. Ни одно из этих достижений, впрочем, не было подкреплено ростом ответственности граждан за судьбу нации. Несмотря на желание боливийцев пользоваться плодами демократии, мы не осознали необходимость своего вклада в рост общественного благополучия. Многие уклоняются или отказываются платить налоги, взывая к состраданию в отношении бедных слоев.
Лидеры бедняков предпочитают романтизировать прошлое. Несмотря на резкое снижение этнического неравенства в последние 50 лет, историческая память жива и у новых, уже городских поколений народностей аймара и кечуа. Они справедливо оспаривают мнение о том, что их предки находились на более низком уровне развития, но при этом идеализируют их сельскую, общинную жизнь.
Нынешнее положение вещей едва ли оправдает их ожидания, особенно наивные на фоне идеализированного прошлого и новых образцов потребления, пропагандируемых в средствах массовой информации. Их ожидания, таким образом, не отвечают сегодняшним реалиям, а политики способствуют этому, обещая больше, чем могут сделать, и таким образом теряют доверие избирателей.
Чувство неудовлетворенности усилилось после того, как многие политические лидеры Боливии и их сторонники, пережившие региональный кризис 1990-х, высказали сомнения в необходимости модернизации. Институциональные реформы закрыли прежде бесконтрольный доступ правительства к использованию государственных ресурсов. Как результат, политические партии и общественные организации выступили против реформ. Президенты Бансер, Кирога и Санчес де Лосада теряли популярность, а число недовольных росло быстрее, чем когда-либо.
После политических выступлений и грабежей конца февраля нынешнего года католические епископы Боливии настойчиво и непрестанно пытались создать подходящие условия для ведения диалога. Однако радикальные этнические группы отвергли инициативу, позволив группе, организовавшей производителей коки, воспользоваться ситуацией и раздуть националистические настроения.
Это было несложно сделать, если принять во внимание хорошо сохранившиеся в памяти населения Боливии потери: потерю побережья в Тихоокеанской войне с Чили в 1879 году, потерю посевов коки из- за борьбы США с наркотиками и природных ресурсов — из-за транснациональных корпораций. Популисты превратили эти настроения в политическую силу, отвергающую все усилия, ведущие к глобализации и открытому обществу.
Этот конфликт продолжается. В Боливии популистское/общинное движение еще сильно, но оно в состоянии лишь отсрочить проведение реформ. Для устранения причин конфликта боливийцы должны осознать, что реформы — это единственно верный путь, который ведет к прогрессу и подлинному развитию.
Роберто ЛАСЕРНА — боливийский социолог, приглашенный профессор Принстонского университета.