Ситуация на Ближнем и Среднем Востоке стремительно ухудшается. Отношения России и Турции уже не просто враждебные, а находящиеся на грани масштабного конфликта. И не какого-то гибридного, а настоящего классического с фронтами и применением всего комплекса средств вооруженной борьбы.
Напрасно премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу во время своего визита в Киев призывал Кремль понять, что Советский Союз уже давно распался. Как пишет газета Huriett, он предупреждал Россию о возможных последствиях ее действий в соседней Сирии. Премьер предположил, что РФ может «увязнуть» в Сирии, как Советский Союз в Афганистане в 1979 году. По его словам, есть три страны, территориальную целостность которых нарушила Россия: Грузия, Украина и Сирия.
К трезвым голосам в Белокаменной никогда особо не прислушивались. Такая там нерушимая традиция. Как говорится, in carne — во плоти. Не удивительно, что соседи столь агрессивной страны пытаются коллективными усилиями увеличить свою безопасность.
До поры до времени в Баку и Тбилиси пытались выстроить равноудаленные отношения с главными игроками в сирийском конфликте. Все кардинально изменилось с началом российского вторжения в Сирию и конфликтом Анкары и Москвы. Теперь на средней линии оставаться оказалось просто невозможно.
В своем стиле в Москве решили действовать методом угроз в отношении двух южнокавказских стран и Турции. Через своего сателлита Армению.
Еревану предоставлен кредит в $200 млн на закупку российских вооружений. В условиях довольно сложной внутренней финансовой ситуации Москва демонстрирует аттракцион невиданной щедрости. Кредит предоставлен под 3% годовых. При этом выплаты армянской стороны «не обременяются какими бы то ни было налогами и выплачиваются без всяких ограничений, вычетов, изъятий или компенсационных удержаний». Интересно, что ближайший союзник по общему государству Беларусь не может от России добиться кредита на приемлемых условиях. Как говорят в Первопрестольной, нет свободных средств. Оказывается, что при определенных условиях они находятся при весьма туманных перспективах возврата с учетом состояния армянской экономики.
Первым пунктом в перечне вооружений является реактивная система залпового огня «Смерч» (РСЗО), стоимость которой составляет около $12,5 млн. Можно предположить, что именно эти РСЗО и боеприпасы к ним станут основной статьей расходов, на которые будет направлен российский кредит. На второй позиции — тяжелая огнеметная система ТОС-1А «Солнцепек». В перечне также представлены переносные зенитные ракетные комплексы «Игла-С», управляемые ракеты 9М113М, противотанковые гранаты РПГ-26 и снайперские винтовки Драгунова и т.д. Характерно, что информация о соглашении широко распространяется, что редко происходит в Москве.
Обнародование информации о поставках оружия Армении не случайно совпало с проведением пятой встречи глав МИД Азербайджана, Грузии и Турции. Они проходят регулярно с 2012 года. На предыдущих встречах главными были экономические и инфраструктурные проекты. И на этой встрече они обсуждались в свете желания Ирана присоединиться к поставкам газа через Грузию и Турцию на берег Средиземного моря. В частности, посол Ирана в Грузии Аббас Талеб сообщил о том, что уже ведутся технические работы по транспортированию природного газа из Ирана в Грузию. Однако вопросы безопасности доминировали. Министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе рассказал, что стороны договорились углубить сотрудничество в вопросах усиления безопасности в регионе и борьбы с терроризмом.
От участников встрече не осталось тайной демонстративное желание Москвы вооружать Армению в качестве угрозы всем трем странам. Источник московской «Газеты.Ru», близкий к российскому Министерству обороны, считает, что новые поставки вооружений Армении могут быть призваны создать дополнительное давление на Турцию. «Возможность оказывать на них давление при помощи Армении позволит нам при необходимости даже открыть второй фронт».
Конечно в чисто военном отношении ни Азербайджан, ни Грузия воевать с Россией не в состоянии и это не является их целью. Тем не менее, они полны решимости создать в регионе Южного Кавказа новую геополитическую реальность и тем самым решить задачу дипломатической поддержки Турции и с ее помощью как-то защититься от России.
Для Москвы этот сам по себе весьма тревожный факт. Ее сателлит Армения оказывается в практически полной блокаде. Если Иран, весьма своенравный союзник Кремля, присоединится к общим инфраструктурным проектам, то не только Ереван окажется изолированным, а и российская база в Гюмри точно также. Разговоры об открытии так называемого второго фронта против Турции не более чем риторика. В Сирии и на Донбассе Россия увязла настолько, что еще подобное она себе позволить просто не в состоянии. И тем более сталкиваться с Ираном. С ним и так у Кремля достаточно проблем. Начиная с 70 млн баррелей нефти из запасов, которую Тегеран планирует выбросить на мировой рынок в ближайшее время. И это без учета наращивания добычи и увеличения экспорта уже летом. Первые поставки в Европу с дисконтом в $5 за бочку уже начались. Такой себе подарок Москве.
Патронируемый Асад, не без поддержки Тегерана, вдруг стал проявлять желание воевать до полной победы, торпедируя соглашение о прекращении огня между Москвой и Вашингтоном. Такая его благодарность за поддержку. Как говорится, не ожидали...
Ось Анкара — Баку — Тбилиси имеет все шансы стать долгосрочной политической реальностью на Южном Кавказе. Причем ее влияние распространяется и на Центральную Азию по линии Азербайджан-Турция-Казахстан, Азербайджан-Турция-Туркменистан. И это еще один весьма тревожный факт для Москвы.
Из-за взрывов президент Турции Эрдоган перенес свой визит в Азербайджан. Тем не менее, он состоится и следует ожидать дальнейшего укрепления сложившейся оси трех стран. И Москве в регионе места фактически не осталось. Ее дипломатическая изоляция усиливается.