Председатель Верховной Рады Иван Плющ заявил в Петербурге, где проходит заседание Межпарламентской ассамблеи СНГ, что заявления некоторых российских политиков по поводу украинской предвыборной кампании «могут быть предлогом для толкования о вмешательстве во внутренние дела страны», передает Интерфакс-Украина. Подразумевались прежде всего заявления председателя комитета российской Госдумы по международных делам Дмитрия Рогозина и посла России в Украине Виктора Черномырдина — Плющ отметил, что если бы он имел возможность с ними подискутировать, то «попросил бы их во время таких горячих кампаний воздерживаться от таких заявлений, и перед тем, как такие заявления делать, подумать, как такие заявления могут отразиться на настроениях, и каким будет резонанс». Рогозин, в частности, заявлял, что дело украинцев за кого голосовать, но в случае победы националистических сил возникнут последствия для украинско-российских отношений.
Что касается посла России Виктора Черномырдина, то во вчерашнем интервью «Известиям» он заявил, что «когда говорят, что Россия пытается влиять, давить, я говорю — никаких влияний. Неважно, кого мы любим, кого нет. Сейчас не до любви. Мы поддерживаем тех, кто за углубление связей Украины с Россией». При всем уважении к российскому послу, стоит еще напомнить, что при всем своем влиянии не он определяет российскую политику.
Кстати, о том, что время первой любви прошло, «Дню» говорили американские дипломаты. И это, возможно, один из показателей того, что тезис о геополитическом футболе на украинском поле (об этом, в частности, говорил Джордж Сорос в «Файненшл Таймс») может оказаться ошибочным.
Вчера же официальный представитель МИД России Александр Яковенко заявил, как сообщает Интерфакс, что «в России надеются, что избирательная кампания в Украине и выборы нового состава Верховной Рады пройдут в соответствии с демократическими стандартами», «существующие в этой стране проблемы являются внутренними проблемами самой Украины и должны решаться ее институтами власти... без какого-либо давления извне», «мы ожидаем, что такого же подхода будут придерживаться и другие страны». Это было сказано в ответ на вопрос о реакции на резолюцию Конгресса США в отношении украинских выборов. Итак, попытка начать игру имеет место. До конца не ясно, какая именно роль в этой игре отведена самой Украине — или поля, или мяча (как допустил Президент Кучма). Очевидно только то, что по мере того, как начнется полноценная работа нового парламента (а начнется она явно не без трудностей), и по мере того, как будут приближаться президентские выборы-2004 эта игра в различных ее вариантах будет набирать обороты. Со временем, очевидно, прояснится, чего именно будут ожидать от украинского политикума и в США, и в России.
Геополитический футбол в отношении Украины как арены для борьбы США и России — такая ситуация была характерной несколько лет назад, когда действительно речь шла о соперничестве и неопределенности самой Украины в выборе направления своего дальнейшего развития. Сегодня уже тот же Рогозин заявляет, что на самом деле он имел в виду то, что со всеми политическими силами в Украине следует работать — и если это выходит за пределы декларации, то это безусловный позитив для украинско-российских отношений. Как бы при этом не хотелось сохранить роль «старшего брата». Президент России Путин, который вряд ли хочет потери влияния на Киев, тем не менее проводит довольно осторожную политику. Наблюдается постепенное, очень медленное, но восстановление уровня отношений между Украиной и Европейским Союзом. В частности, через месяц ожидается очередной визит генерального секретаря Совета ЕС Хавьера Соланы.
Российско-американским противостоянием, о котором идет речь во вчерашней статье «Файненшл Таймс», возможно, было бы очень просто объяснить причины зигзагов украинской политики последних двух лет — но эти причины все-таки преимущественно исходят от самой Украины. Так же как это противостояние не объясняет причин замороженного состояния отношений между Киевом и Вашингтоном. И тем более вряд ли отношения Киева с Москвой и Вашингтоном измеряются их отношением к блоку Ющенко.
Не исключено, что в США все еще стремятся сыграть в футбол по своим правилам, так же как в России — по своим. Отсюда — и резолюции, и выступления политиков. Но вряд ли большинство украинских политических сил выскажется за продолжение той стратегической зависимости, которая под именем стратегического партнерства долгое время определяла украинскую политику. Пора играть в другие игры. Виктор ЗАМЯТИН, «День»