Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Германия в эпоху Трампа

Новая администрация США предоставила европейцам шанс, наконец, сплотить свои ряды, повзрослеть и укрепить свое геополитическое могущество и положение
2 февраля, 2017 - 09:58
ФОТО РЕЙТЕР
Йошка ФИШЕР

Дональд Трамп стал 45-м президентом Соединенных Штатов и в своей инаугурационной речи дал понять присутствующему истеблишменту США, что его администрация не намеревается вести бизнес как обычно. Его девиз: «Америка превыше всего» сигнализирует об отказе, а также возможном разрушении возглавляемого США мирового порядка, который демократические и республиканские президенты, начиная от Франклина Д. Рузвельта, создали и поддерживали — хотя и с разной степенью успеха — на протяжении больше семи десятилетий.

Если Америка откажется от своей роли в качестве ведущего экономического и военного государства и будет двигаться в сторону национализма и изоляционизма, это вызовет пересмотр международного порядка, а также изменение самой страны. Вместо того чтобы быть гегемоном, США станет одним большим государством среди многих других.

По окончании Второй мировой войны США были двигателем глобальной свободной торговли, потому движение в сторону протекционизма, или попытка повернуть назад процесс глобализации или использовать его в узких национальных интересах, будет иметь огромные экономические и политические последствия для всего мира. Все последствия такого сдвига в значительной мере непредсказуемы; но все мы знаем (или должны знать)  о том, что случилось в прошлый раз, когда в 1930-ые годы ведущие державы мира были сосредоточены на себе.

Союзы, многосторонние институции, гарантии безопасности, международные соглашения и общие ценности, которые лежат в основе настоящего глобального порядка, вскоре могут быть поставлены под сомнение или отклонены вообще. Если это случится, старый порядок Pax Americana будет уничтожен без надобности самой Америкой. И поскольку это происходит без очевидных альтернативных рамок, чтобы заменить его, то все индикаторы указывают на турбулентность и хаос в ближайшем будущем.

Два давних врага Америки — Германия и Япония — будут одними из самых больших неудачников, если США отречется от глобальной роли при президентстве Трампа. Обе страны испытали полное поражение в 1945 году, и с тех пор они отбросили все формы Machtstaat, или «сильного государства». Благодаря предоставленным США гарантиям безопасности они трансформировались в торговые страны и остались активными участниками возглавляемой США международной системы.

Если Трамп забирает американский зонтик безопасности, то эти два основных экономических государства столкнутся с серьезными проблемами в сфере безопасности. В то время как периферийное геополитическое положение Японии может, теоретически, позволить ей опять национализировать оборонный потенциал, но реализация такого варианта может значительно увеличить вероятность военного противостояния в Восточной Азии. Это тревожная перспектива, учитывая, что несколько стран в регионе имеют ядерное оружие.

Между тем Германия находится в самом центре Европы и окружена своими бывшими военными врагами. С экономической и демографической точки зрения, это самая большая страна континента, но она во многом обязана своему могуществу американским гарантиям безопасности и многосторонним, трансатлантическим и европейским институционным структурам, основанных на общих ценностях и свободной торговле. Благодаря существующему международному порядку не было потребности в Machtstaat и ее сопровождающей сфере влияния.

В отличие от Японии, Германия не может повторно национализировать свою политику безопасности даже теоретически, потому что такой шаг может подорвать принцип коллективной обороны в Европе и разорвать континент. Мы не должны забывать, что цель послевоенного глобального и регионального порядка заключалась в интегрировании бывших врагов, чтобы они друг другу больше не представляли никакой опасности.

Благодаря геополитическому весу перспектива Германии теперь ассоциируется с Европейским союзом. А будущее ЕС заключается не в том, чтобы быть гегемоном; скорее, это касается верховенства закона, интеграции и мирного согласования интересов государств-членов. Само расположение Германии делает национализм плохой идеей; и к тому же ее наиболее фундаментальные политические и экономические интересы зависят от сильного, успешного ЕС — особенно в эпоху Трампа.

С точки зрения безопасности Германия находится в той же лодке, как и все другие европейские государства. Так же, как не может быть никакой безопасности Франции без Германии, не может быть никакой безопасности Германии без Польши. Именно поэтому Германия и все другие европейские страны должны сейчас сделать все возможное, чтобы повысить их вклад в коллективную безопасность в рамках ЕС и НАТО.

Сила Германии основывается на ее финансово-экономическом могуществе, и теперь она должна будет использовать эту силу как рычаг от имени ЕС и НАТО. К сожалению, она уже не может рассчитывать на так называемый «дивиденд мира», которым она пользовалась в прошлом (и даже во время кризиса евро). Бережливость, несомненно, является преимуществом; но и другие рассуждения должны иметь приоритет, когда загорелся собственный дом, который вот-вот завалится.

Кроме безопасности, второй фундаментальный интерес Германии — глобальная свободная торговля. Внутриевропейская торговля будет оставаться чрезвычайно важной, потому что благодаря ней Германия зарабатывает на жизнь; но торговля из США также будет иметь жизненно важную роль. Германии не обещает ничего хорошего, если Китай и США — два ее наиболее важных экспортных рынка вне пределов ЕС — начнут торговую войну. Протекционизм в любом месте может иметь глобальные последствия.

И все же, невзирая на все опасности, которые представляет для европейцев президентство Трампа, это также открывает новые возможности. Уже одна протекционистская риторика Трампа привела к сближению между Китаем и Европой. Но важнее то, что новая администрация США предоставила европейцам шанс, наконец, сплотить свои ряды, повзрослеть и укрепить свое геополитическое могущество и положение.

Но если европейцы, наконец, соберутся вместе, то они должны избегать антиамериканизма. Трамп — президент Америки, но он не Америка. Североатлантические страны, как и раньше, будут иметь общую историю и общие ценности — даже при президентстве  Трампа и даже если многое другое будет изменяться в ближайшие годы.

Проект Синдикат

Йошка ФИШЕР, вице-канцлер и министр иностранных дел Германии (1998—2005 гг.)
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ